Тема урока: «Промысловое и эстетическое значение рыб. Охрана рыбных богатств» Автор : учитель биологии МБОУ СОШ №2 г. Кимовска Ткаченко С.Н. 900igr.net
… Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой — Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной… Ф. И. Тютчев
Рабочий лист____________________________________________________________________________ Число ________________ (Ф.И. ученика) Рабочий лист____________________________________________________________________________ Число ________________ (Ф.И. ученика) Этап урока Этап работы Выполнение работы (что делать) Оценка в баллах 1. 1. Тема урока: ____________________________________________________________________________________________________________ 2. Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств. Задачи урока: выяснить значение рыб как объектов промысла; рассмотреть многообразие промысловых и аквариумных рыб; рассмотреть влияние человека на численность рыб и возможные меры по охране рыбных богатств; изучить основные задачи и достижения рыборазведения; выяснить влияние аквариумных рыбок на самочувствие человека; рассмотреть эстетическое значение рыб на примерах литературных источников и картин. Записать тему урока с доски в рабочий лист. Прочитать вместе с классом цель и задачи урока. 2 Актуализация знаний 1. Тест: 1. К хрящевым рыбам относится: а) окунь, б) скат, в) сом, г) белуга. 2. К осетровым рыбам относится: а) стерлядь, б) сельдь, в) щука, г) рыба-пила. 3. К кистеперым рыбам относится: а) белуга, б) колюшка, в) латимерия, г) горбуша. 4. Ценный пищевой продукт – черную икру – получают от: а) осетровых рыб, б) сельдеобразных, в) лососевых, г) карпообразных. 5. Белуга относится к отряду рыб: а) лососевые, б) камбалообразные, в) осетровые, г)сельдеобразные. 2. Проверка задания. Выбрать правильный ответ, обвести кружком нужную букву. Провести самопроверку, сверяясь с правильными ответами. Поставить число баллов за это задание в графу «оценка». 3. Защита проектов 1.Защита проекта первой группы – «Сокращение рыбных богатств и их охрана». 2. Защита проекта второй группы – «Промысловое рыбоводство». 3. Защита проекта третьей группы – «Аквариумное рыбоводство» 4. Защита проекта четвертой группы – «Рыбы в произведениях искусства» - внимательно слушать выступления учащихся; - оценить работу группы в целом по 5- бальной шкале, учитывая: *соответствие материала поставленному вопросу, * умение доступно излагать материал, * наглядность. - выставить свою оценку в графу «оценка»
4. Закрепление материала. Выполнить задания по представленным проектам 1. Задания по I проекту: А) назовите причины сокращения рыбных богатств: _________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) Назовите три самые значимые, на ваш взгляд, меры по охране рыб:____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________ В) Перечислите рыб, редких в Тульской области:____________ ______________________________________________________ 2. Задания по II проекту: А) назовите 4 представителей промысловых рыб: ___________ ______________________________________________________. Б) каких рыб разводят в Кимовском рыбхозе: _______________ ____________________________________________________________________________________________________________. 3. Задания по III проекту: А) каких рыбок разводят в аквариумах (назовите трех представителей)______________________________________________________________________________________________ Б) в чем положительное значение аквариумного рыбоводства для человека? __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________. Подведение итогов урока Выполнить задания, вписав в строки варианты ответа. Внимательно слушать учителя 5. Домашнее задание: П.35, вопр. после параграфа Записать домашнее задание в дневник.
Тема урока: «Промысловое и эстетическое значение рыб. Охрана рыбных богатств» Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств
Задачи урока: выяснить значение рыб как объектов промысла; рассмотреть многообразие промысловых и аквариумных рыб; рассмотреть влияние человека на численность рыб и возможные меры по охране рыбных богатств; изучить основные задачи и достижения рыборазведения; выяснить влияние аквариумных рыбок на самочувствие человека; рассмотреть эстетическое значение рыб на примерах литературных источников и картин.
Ответы к тесту 1. К хрящевым рыбам относится: а) окунь, б) скат, в) сом, г) белуга. 2. К осетровым рыбам относится: а) стерлядь, б) сельдь, в) щука, г) рыба-пила. 3. К кистеперым рыбам относится: а) белуга, б) колюшка, в) латимерия, г) горбуша. 4. Ценный пищевой продукт – черную икру – получают от: а) осетровых рыб, б) сельдеобразных, в) лососевых, г) карпообразных. 5. Белуга относится к отряду рыб: а) лососевые, б) камбалообразные, в) осетровые, г) сельдеобразные.
ПРОЕКТ «Сокращение рыбных богатств и их охрана»
Причины сокращения рыбных богатств Перевылов рыбы, браконьерство Загрязнение водоемов,утечка нефти Перекрытие доступа к местам нереста (плотины, гидроэлектростанции) Обмеление рек из-за вырубки лесов, распашки земель, осушения болот
РЕДКИЕ РЫБЫ РОССИИ ОСЁТР СТЕРЛЯДЬ ЧЁРНЫЙ АМУР БЫЧОК-ПОДКАМЕНЩИК ЕВРОПЕЙСКИЙ ХАРИУС РУССКАЯ БЫСТРЯНКА
РЕДКИЕ РЫБЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ СТЕРЛЯДЬ КРАСНОПЁРКА РУССКАЯ БЫСТРЯНКА БЫЧОК-ПОДКАМЕНЩИК ЁРШ-НОСАРЬ ГОЛЬЯН БЕЛОПЁРЫЙ ПЕСКАРЬ
ПРОЕКТ «ПРОМЫСЛОВОЕ РЫБОВОДСТВО»
А.Т. БОЛОТОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРУДОВОГО ХОЗЯЙСТВА В РОСИИИ ПРУДЫ А.Т. БОЛОТОВА
ОБЪЕКТЫ ПРУДОВОГО ХОЗЯЙСТВА САЗАН БЕЛЫЙ АМУР ТОЛСТОЛОБИК КАРП ГОЛЫЙ КАРП ЧЕШУЙЧАТЫЙ КАРП ЗЕРКАЛЬНЫЙ
КИМОВСКИЙ РЫБХОЗ ОСНОВАН В 1964 ГОДУ
КИМОВСКИЙ РЫБХОЗ КАРП ЗЕРКАЛЬНЫЙ КАРП ЧЕШУЙЧАТЫЙ ТОЛСТОЛОБИК СЕРЫЙ ТОЛСТОЛОБИК БЕЛЫЙ БЕЛЫЙ АМУР
«АКВАРИУМНОЕ РЫБОВОДСТВО» ПРОЕКТ
АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ ГУППИ ЗОЛОТАЯ РЫБКА
АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ РЫБА-ПОПУГАЙ СОМИК ЗЕЛЁНЫЙ СКАЛЯРИЯ ОБЫКНОВЕННАЯ ЦИХЛИДА РАДУЖНАЯ
АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ ПЕТУШОК НЕОН КРАСНЫЙ МАКРОПОД ЧЁРНЫЙ КОЛЮШКА ТРЁХИГЛАЯ
ПРОЕКТ «РЫБЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА»
И.Е. РЕПИН «САДКО» К.А. КОРОВИН «НАТЮРМОРТ С РЫБАМИ» Ф. де ГОЙЯ «НАТЮРМОРТ С РЫБАМИ»
А. МАТИСС «ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ» А. МАТИСС «КРАСНЫЕ РЫБКИ»
ИТОГИ УРОКА РЫБНЫЕ ЗАПАСЫ – НЕ ВЕЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА, ЧИСЛЕННОСТЬ ЦЕННЫХ ВИДОВ РЫБ НЕУКЛОННО СОКРАЩАЕТСЯ; ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ РЫБНЫХ БОГАТСВ РАЗРАБОТАН КОМПЛЕКС МЕР, СРЕДИ КОТОРЫХ – ЗАПРЕТ НА ЛОВЛЮ ВО ВРЕМЯ НЕРЕСТА, В ОХРАНЯЕМЫХ ВОДОЁМАХ, НА ЛОВЛЮ С ПОМОЩЬЮ ВЗРЫВЧАТЫХ И ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ; ОДНИМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ И ДЛЯ БЫСТРОГО ПОЛУЧЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ РЫБОВОДСТВО; В КИМОВСКОМ РАЙОНЕ РАБОТЫ ПО РЫБОРАЗВЕДЕНИЮ УЖЕ ПОЧТИ 50 ЛЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РЫБХОЗ «КИМОВСКИЙ»; РЫБОВОДСТВО МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРОМЫСЛОВЫМ, НО И АКВАРИУМНЫМ - УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЕМ И ПРЕКРАСНЫМ ХОББИ; К РЫБАМ ОБРАЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО БИОЛОГИ, ОБРАЗЫ РЫБ ЗАПЕЧАТЛЕНЫ И В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, И НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ.
Домашнее задание Параграф 35.