Сочинение по наблюдениям учитель Перемитина Лариса Михайловна (220-380-844) МОСШ № 14 г. Нижневартовск 2008-2009 уч. год 3 класс ( 1-4) 5klass.net
“Наблюдай, да примечай” - Какая фраза записана на доске ? - Прочитайте пословицу. - Как вы понимаете смысл пословицы?
Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?
По каким признакам можно определить что наступила весна? Проверь себя : Небо стало голубым, снег потемнел и начал таять , деревья уже стряхнули снег со своих ветвей , стало тепло, ярко светит солнце , Бегут ручейки, появляются проталины, лужи. Прибавился день, прилетают птицы, Начались работы в садах и огородах.
Весна идёт, весне дорогу ! Тает снег, пришла весна, Чья- то песенка слышна. - Здравствуй, скворушка – скворец! - Ты вернулся наконец !
Грача увидел – весну встречай !
К нам весна шагает Быстрыми шагами. И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины на полях видны, Верно очень тёплые ноги у весны. И. Токмакова
Цель урока : Составлять текст по наблюдениям. Располагать материал в нужной последовательности в соответствии с планом. Развивать речь, мышление, наблюдательность. Бережно относится к природе, видеть и ценить красоту природы весной.
С чего начинаем наблюдения за природой? Проверь себя: с солнца. Как оно светит весной? Что посылает на землю оно? Проверь себя : С каждым днём солнце выше поднимается на небе и посылает свои тёплые лучи на землю. Солнце светит так ярко, что невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора домой.
За чем ещё ведём наблюдения? Проверь себя:
Какого цвета небо? (Голубого). Когда небо бывает голубым? (Когда ярко светит солнце). По голубому небу плывут легкие облака..
Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая,- Значит, к нам пришла весна! Ёще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят…. Они гласят во все концы: « Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд». Весна идёт, весна идёт – И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. Ф. И. Тютчев
ледоход Лёд идёт ! Лёд идёт ! Вереницей длинной Третьи сутки напролёт Проплывают льдины.
Что можно сказать о растениях весной ? Как они изменились с наступлением весны ? Проверь себя : Листья на деревьях и кустарниках ещё не распустились, но почки уже набухли. На хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые весенние цветы : мать- и – мачеха, медуница, ветреница, подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд.
Сиянье, плеск и щебет во дворе… А верба вся в пушистом серебре; Вот- вот сорвутся да и улетят Комочки этих сереньких утят. Притронешься, погладишь - как нежны Доверчивые первенцы весны ! ( Е. Благинина) Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла крылом А. Фет
Веснянка С тёплым ветром, травушка, подружись, Золотому солнышку поклонись, Чтоб цвела яблонька на горе, Чтоб гулялось весело детворе. Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.
Первые цветы леса первоцветы Весенние лесные первоцветы Первыми распускаются подснежники- пролески. Их белыми и лиловыми цветами весной украшены освещённые солнцем лесные поляны. Выглянул подснежник В полутьме лесной Маленький разведчик, Посланный весной. На солнечный опушке Фиалка расцвела – Лиловенькие ушки Тихонько подняла. ( Е. Серова )
Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать– и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки. Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Нужно охранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
И конечно же, весёлые весенние ручейки! Хочешь смотри, как вода играет, хочешь слушай, как вода журчит, а хочешь брось в ручей щепку, и она сразу превратиться в корабль. По синей воде торопливо вперёд Бумажный отважный кораблик плывёт. - Куда ты, кораблик ? – кричит детвора. - К неведомым странам другого двора. А. Шибаев
Подумайте и объясните, как правильно нужно расположить таблички? СНЕГОГОН ПРОТАЛЬНИК ТРАВЕНЬ Как вы понимаете смысл этого предложения? Солнце играет и улыбается в лужах.
- О чем напишем в первой части? О том, что наступила весна. - О чём будем писать в основной части сочинения? Будем описывать красоту и необыкновенную прелесть весны. ( небо, солнце, деревья, ручейки ) - Дайте название основной части сочинения. Весна - красна - Мы должны представить себе весну так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа весной. Какое чудо мы можем наблюдать с приходом весны ? Весна время пробуждение и обновления природы - В заключении мы напишем о том, чем мне нравится это время года
план сочинения I. Начало II. Основная часть III. Заключение Здравствуй, весна ! Весна – красна. Моя весна !
Подведение итогов. – Ребята, мы с вами сегодня побывали в роли писателей. – Что на уроке вам показалось трудным? –Что было интересным на уроке ? – Понравился ли вам урок, где мы писали свои собственные произведения ?