познакомить родителей (воспитателей) с приемами конструктивного взаимодействия с агрессивным ребенком, помощи агрессивному познакомить родителей (воспитателей) с приемами конструктивного взаимодействия с агрессивным ребенком, помощи агрессивному ребенку в осознавании своих чувств, поступков и потребностей.
Помочь осознать взрослым, что его проблема не является уникальной. Помочь осознать взрослым, что его проблема не является уникальной. Прояснить различия проблем родителя (воспитателя) и проблем детей. Познакомиться с приемами «активного слушания». Развить навыки «активного слушания» у родителей (воспитателей).
Знакомство. Знакомство. Упражнение «Проблемы, проблемы…». Информационная часть. Отработка навыка «Активного слушания».
Участникам тренинга предлагается назвать свое имя и чувство, с которым пришли сегодня на занятие. Участникам тренинга предлагается назвать свое имя и чувство, с которым пришли сегодня на занятие.
Каждый записывает на листке бумаги основную проблему, связанную с проявлением агрессии ребенком. Каждый записывает на листке бумаги основную проблему, связанную с проявлением агрессии ребенком. Листок передается по кругу на 2-3 шага и теперь каждый рассказывает о проблеме, которая ему досталась на примере собственного опыта.
Ведущий предлагает разделить перечисленные выше проблемы на проблемы детей и взрослых. Отмечается центрированность взрослого на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Агрессивное поведение ребенка вызывает порицание со стороны взрослого. Но агрессия играет важную роль в оформлении своих границ и достижении цели. Причины агрессивного поведения ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Эмоция указывает на потребность, для удовлетворения которой совершается действие, а содержание эмоции (страх, гнев, удивление) определяет характер этого действия. Ведущий предлагает разделить перечисленные выше проблемы на проблемы детей и взрослых. Отмечается центрированность взрослого на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Агрессивное поведение ребенка вызывает порицание со стороны взрослого. Но агрессия играет важную роль в оформлении своих границ и достижении цели. Причины агрессивного поведения ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Эмоция указывает на потребность, для удовлетворения которой совершается действие, а содержание эмоции (страх, гнев, удивление) определяет характер этого действия.
За агрессией всегда стоит злость, гнев, ярость в ситуации, где есть препятствие необходимой для организма потребности. И человек направляет свою активность на препятствие, чтобы немедленно получить желаемое. При этом дети не всегда осознают свои чувства и потребности. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить, наказать, пресечь — ребенку не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать, но иначе, чем мы привыкли. Психологи называют это За агрессией всегда стоит злость, гнев, ярость в ситуации, где есть препятствие необходимой для организма потребности. И человек направляет свою активность на препятствие, чтобы немедленно получить желаемое. При этом дети не всегда осознают свои чувства и потребности. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить, наказать, пресечь — ребенку не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать, но иначе, чем мы привыкли. Психологи называют это «активным слушанием».
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Приемы : пересказ (полный или краткий), отражение чувств, уточнение, резюмирование, проговаривание контекста.
Пересказ — изложение своими словами того, что сказал, собеседник. Он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким с выделением наиболее важного. Пересказ — изложение своими словами того, что сказал, собеседник. Он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким с выделением наиболее важного. Ключевые слова: - «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», - «Другими словами, ты считаешь... ». Повторяя слова ребенка, мы помогаем ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит передразнивать и «попугайничать». Повторение должно использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации.
Уточнение — относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо, может относиться ко всему высказыванию другого человека. Уточнение — относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо, может относиться ко всему высказыванию другого человека. Ключевые слова: - «Ты сказал, что папа тебя обидел. Чем именно он тебя обидел?» - «Ты именно в завтра не хочешь идти в школу?» - «Объясни, пожалуйста, что это значит?» - «Не повторишь ли еще раз?» - «Может быть, расскажешь про это поподробнее?» Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.
Отражение чувств — проговаривание чувств, которые Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. Ключевые слова: - «Мне кажется, ты обижен». «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным». «Похоже ты сильно разозлился». Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Не надо выпытывать переживания, которые ребенок хочет оставить при себе.
Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Взрослый часто может предугадать что стоит за словами ребенка. Например, у фразы - «Мама, а ты заметила, как я помыл посуду?» подтекст может быть таким: - «Ты бы меня похвалила» или: - «Я хотел бы, пойти гулять прямо сейчас». Проговаривание подтекста надо осуществлять для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий знает ребенка, а не для упрека, оценивания личности ребенка или манипуляции , так как это разрушает благоприятные взаимоотношения, блокирует желание рассказывать о проблеме.
Резюмирование используется в продолжительных Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах. Ключевые слова: - «Итак, мы договорились с тобой, что...». - «Твоими основными идеями являются...». Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
Повернитесь к ребенку лицом, так чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Повернитесь к ребенку лицом, так чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Избегайте вопросительных интонаций. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как это показывает, что взрослый настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его огорчение, боль, злость. Важно, чтобы ребенок не чувствовал осуждения своих эмоций (злиться можно, а драться нельзя). Полезно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вас, можно наблюдая за его реакцией. Если его взор направлен в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
1) Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств; видят, что взрослые понимают их. 1) Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств; видят, что взрослые понимают их. 2) Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает делиться своими переживаниями. Иногда в одной беседе можно неожиданно узнать о давних проблемах и огорчениях. 3) Ребенок приобретает навык самостоятельного решения своих проблем и довольно быстро начинает «активно слушать» окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен... и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов. Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен... и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Желаем удачи Желаем удачи
СПАСИБО ЗА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1.Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. М.Генезис 2007г. 1.Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. М.Генезис 2007г. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000г. 3.Крюкова С. В., Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999г. 4.ЛиндаСибли Чувства разные нужны, чувства разные важны М.Триада 2005 г. 5.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми 2004г.. 6.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб Речь 2005г. 7. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер. с нем.— М.: Академический Проект, 200г1. 8.Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему М.: Генезис, 2009г. .