Социальная политика России в контексте сравнительной социальной политики Н.С.Григорьевад.п.н., факультет государственного управленияМГУ им. М.В. Ломоносова
Социальная политика – это: внутренняя политика государствавключает те виды деятельности, которые входят в ее компетенциюсфера научной деятельностимеждисциплинарная сферапрактическая деятельностьизучает социальные обстоятельства, в которых живут людиразработка и реализация политических мерпонимание социальных рисковперераспределение ресурсов
Две составные части социальной политики СоциальнаяСоциальное - общественноеСоциальное – обеспечение жизнедеятельности человека в повседневной жизни- социальные права- социальные потребности- социальные услугиПолитикаСфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема властиСогласие, консенсус среди партнеров о том, какие проблемы надо решать и какими способами это делатьПолитический цикл
Базовые ценности социальной политики Равенство и справедливостьНравственность и моральСоциальная солидарность и социальная ответственностьКакое общество мы хотим иметь?Какие критерии справедливости?Как понимаем солидарность?
Что важно для понимания социальной политики? Место и роль государства. Интерес – чей интерес определяющийВажна не только цель, но и методы, которые ведут к ее достижению
Конституция РФ, 1993, статья 7 Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
Базовые принципы моделей социального государства Остаточная модельАбсолютная бедностьАдресность Горизонтальное равенствоИнституциональнаяОтносительная бедностьУниверсальностьВертикальное равенство
Социальная политика: Политика правительства по повышению благосостояния граждан и страныСпособы, которыми благосостояние достигается в обществеАкадемическая предметная область
Социальное государство (или государство всеобщего благосостояния) - это: В узком смысле – система социального обеспеченияГосударственная система программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные и медицинские потребности, которые являются фундаментальными для поддержания стабильности в обществе
Основные дилеммы современной социальной политикиБрюссель, 1995 Социальная справедливость или индивидуальная социальная ответственностьУдовлетворение социальных потребностей индивидуально или коллективноДоступ к общественным службам для всех граждан или только отдельных категорийКомпромисс между уровнем социальной зашиты, к которому общество стремится и желанием граждан его финансировать
Основные задачи ЕС в области социальной защиты населения Усилить стимулы к поиску работы для тех, кто не работает, но может трудиться и обеспечить разумный доход для тех, кто не может работатьсократить число людей, получающих помощь от государства Разрыв в развитии теории и практикиЗащитить будущие пенсииСдерживать рост расходов на здравоохранение, обеспечив при этом качество
Аргументы в пользу социального государства Активный потребитель услуг – средний классПод социальным государством чаще понимают не непосредственное участие государства в решении социальных проблем, а «смешанную экономику благосостояния»Соотношение экономки и социальной политики сложно и неоднозначно. Социальные расходы это не затраты, а вложения в развитие человеческого потенциала
Современные проблемы социальной политики в развитых странах Демографические процессы –старение населения, безработица, увеличение числа домохозяйств с 1 человеком.. Глобализация и информационное общество-требования к квалификации персоналаПроцветание и богатство – бедность и социальная дезинтеграцияОбъем ресурсов, выделяемых на социальное развитие – диверсификация источников финансирования социальной защиты, поиск баланса между обязательными и добровольными социальными программамиИдея социального партнерства и участия
Социальная политика и глобализация Сравнительная социальная политикаОсновные показателиРост и неравенство в удовлетворении социальных потребностейСоциалистическое развитие и переход к рынкуВлияние международных организаций на процесс создания социальной политики
Инструменты влияния на социальную политику ИнструментыКредиты с социальной обусловленностью Кредиты с экономической обусловленностьюДополнительные услугиПравовое регулированиеТехническая помощь по тренингуПолитическое соглашениеПерераспределение ресурсов «не на кредитной основе»Совместные конференции и соответствующие публикацииПрименениеМБ выдает на условии изменения соц.политикиМВФ выдает на условиях изменения эк. политикиГрант ЕС в соответствии с местными ресурсамиСЕ, МОТЕС, МБ,ЮНИСЕФ, ПРООН, МОТСоглашение ЕС с гос-миСтруктурный фонд ЕС Грантовые проекты ЮНИСЕФ/ПРООНКонференции открыты для всехGlobal Social Policy, 1997
Направления социальной политики России: Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина и т.д.Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, занятость, соц. СтрахованиеСоциальная защита и поддержка нетрудоспособных и малоимущих слоев (гарантии, соц. обслуживание, пенсионное обеспечение Развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура…)Социоэкологическая политикаПолитика в области инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь…)Миграционная политикаПолитика в отношении отдельных категорий населения (молодежь, женщины, пожилые, инвалиды….)
Джозеф Стиглиц Глобализация: тревожны тенденции М., 2003. ГОСУДАРСТВО может и должно играть существенную роль, не только корректируя провалы рынка, но и обеспечивая социальную справедливостьРЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ, предоставленный самому себе, оставляет большому числу людей слишком мало ресурсов для выживанияДля большинства населения бывшего Советского Союза экономическая жизнь при капитализме оказалась даже хуже, чем предостерегали их прежние коммунистические лидеры. Перспективы на будущее мрачны. Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Единственное достижение – возникновение демократии…представляется хрупким…
Современная социальная политика строится на основе отказа от основополагающих принципов советской социальной политики Отказ от патернализма Разгосударствление социальной сферыДиверсификация социальной сферы по формам собственностиФормирование рынка социальных услугПереход от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованиюПереход от категориальной социальной помощи к адреснойРегионализация и муниципализация социальной политики – генеральное направление
Субъекты социальной политики: Государство Субъекты федерацииОрганы местного самоуправления Внебюджетные социальные фондыПрофсоюзные и иные общественные организации Политические партии
Некоторые примеры современной Продолжительность жизни- снижение в 2004 году до 65,5 года, для мужчин –59,1 (134 место в мире), женщин-72,5 года (100 место в мире)Естественная убыль за 10 лет – 9 млн. чел, за счет миграции – 6 млн. чел. На 1 июля 2005 года –143,1 млн. чел. (2004 – 144.2)Смертность- самый высокий в Европе. В 2005 году –16,1 умерших на 1000 населения, умершие в трудоспособном возрасте – 30%Уровень заболеваемости имеет тенденцию к росту практически во всех возрастных группах и по всем классам болезней, уровень заболеваемости детей за последние 10 лет вырос в 1,4 разаБезработица – в 2001 году –6,4 млн. чел (9%трудоспособного населения) негативная тенденция – рост среднего периода безработицы. По данным зарубежных исследований 1% роста безработицы ведет к увеличению на 2% числа психических заболеваний и преступности.Снижение интеллектуального потенциала страны. Россия находится в конце 4 десятка в списке 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики. И последнее 49 место по «индексу технологий»Деформация семейно-брачных отношений – с 1990 года доля детей, родившихся вне брака выросла с 14,6% до 29,5% в 2003 году от общего числа родившихсяМассовая бедность, и хотя в 2002 году денежные доходы выросли, но ею охвачено не менее 1/3 населения. По данным опроса ВЦИОМ (2000) г. 33% опрошенных с трудом поддерживали свое существования, а 54% позволяли приобретать только необходимое Опрос 2003 года подтвердил эту ситуацию. Как видно существуют значительные расхождения между официальными данными и результатами массовых опросов (в 1,5 раза)С апреля 2002 года по апрель 2003 года прибавка среднемесячной зарплаты в группе состоятельных граждан составила 3300 рублей, а у бедной части населения. 116 рублей
Рынок социальных услуг России Спрос отражает интересы в основном наиболее платежеспособных семей и предприятийОбязательные социальные гарантии не обеспечиваютсяПотребитель на рынке социальных услуг не защищенГосударство не выполняет своих функций: ни регулирующей, ни фискальнойРынок социальных услуг приобретает все более асоциальный характер
Особенности формирования социальной политики на региональном уровне
Институциональные условия Перераспределение полномочийЗначительные колебания в области полномочий регионов в сфере социальной защиты населенияРазмытость ряда полномочийВозможности самостоятельной социальной политикиОдновременность реформ (административной, бюджетной, «монетизация»льгот, национальные проекты
Противоречивость сигналов Противоречивость среднесрочной программы и 122-ФЗАдресность или эффективность осуществления выплатПрозрачность или гибкостьГруппы интересовТезис о «неухудшении» допускает разные толкования, но блокирует расширение адресности на региональном уровнеОтсутствие моратория на расширение численности льготных категорий Как ведут себя регионы в условиях противоречивых сигналов?
Проблемы финансирования социальной политики Ограниченность финансовых ресурсов, которую трудно доказыватьНедовольство потребителей качеством услугГодовое финансовое планированиеКатегориальный подход к формированию бюджетов и программНеразвитость рыночных механизмовСметное финансирование «от достигнутого»
Неоднозначный импульс политики и его интерпретации в регионах Почти все регионы в 2005 году сохранили льготы по оплате ЖКХ70% сохранили в натуральном виде обеспечение твердым топливом49% в натуральной форме сохраняют льготы на лекарственное обеспечение39% регионов сохранили неизменным железнодорожный проезд репрессированным33% субъектов оставили для ветеранов труда и тружеников тыла в натуральном виде пригородный проезд железнодорожным и водным транспортом33% регионов сохранили бесплатный городской и пригородный проезд для всех категорий региональных льготников75% сохранили денежные компенсации за абонентскую плату за телефон, оплату радиоточки и коллективной антенны
Распространенность социальных льгот В 69% семей были получатели льготТолько 30% тех, кому положены льготы, их получили31% доля федеральных льготников среди всех льготниковГруппа лекарства общественный транспортРоссия 17% 40%Рег. льготники 16% 40%Федер.льготники 41% 47%Городское население 18% 54%Сельское население 15% 18%