Система построения деятельности на основе диагностики
«Мастерство – это то, чего можно добиться» А.П.МакаренкоТруд учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трёх взаимосвязанных пространств:
Выявление проблем – одна из ключевых задач руководителяРабота с педагогическими кадрами направлена в первую очередь на развитие творческого потенциала учителя и может быть представлена по нескольким направлениям.Первое из них - диагностика деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.
Диагностика управления общеобразовательным учреждением
Комплексный, синтетический анализ информации – это первый шаг к определению целей.Краткие сведения об истории и традициях ОУСостояние материально-технической базыИсточники формирования имущества и финансовых ресурсов.кадры.Информация об охране труда.Численность учащихся по классам, параллелям, социальному статусу семей.Число смен с указанием классов.Информация о движении учащихся.Число классов по ступеням образования.Режим работы ОУ, продолжительность уроков.Состояние социально-психологической службы.Охрана здоровья учащихся.Краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последние годыХарактеристика управляющей системы школы (органиграмма)Классификация и характеристика инноваций. Сотрудничество с профессиональными учебными заведениями, Наличие профильных классов.Характеристика социума.
Перспективы развития ОУ на основе комплексного, синтетического анализа.Формирование традиций.Укрепление материально-технической базы.Поиск источников финансирования.Управление персоналом (педагогическим коллективом).Оптимизация режима работы.Совершенствование учебно-воспитательной работы.Развитие дополнительного образования.Оптимизация деятельности психологической службы.Совершенствование социально-педагогической службы.Усиление работы по охране здоровья учащихся.Совершенствование управляющей системы.Развитие сотрудничества с профессиональными УЗ.Установление контактов с учёными.Организация педагогического единства с внешней средой.
Анализ проблем
Анализ сил воздействия
Метод «древа целей»
Модель адаптивной сельской школы как условие самореализации исамоопределения личности школьникаМиссия школы – Создание адаптивной развивающей образовательной среды, способствующей повышению качества образования через формирование готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению с учетом их психологических особенностей, способностей и возможностей.Цель - создание условий для самостоятельного осознанного выбора учащимися своей стратегии поведения, способа существования,направлений самореализации и самосовершенствования в контексте ценностей человеческой культуры.
Задачи Разработать и практически реализовать модель адаптивной образовательной школы для сельского социума, ориентированной на социальный образовательный заказ, осознанный выбор учащихся, обеспечивающий самореализацию их личности. 2. Обосновать выбор и внедрить технологии организации обучения в условиях адаптивной образовательной сельской школы (дифференциации, индивидуализации, блочно-модульного обучения и др.), которые предполагают гармоничное сочетание целей обучения, самообразования, саморазвития, самосовершенствования, самовыражения учащихся. Переход к универсально-профильному обучению. 3. Разработать структуру, функции и содержание деятельности службы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях адаптивной образовательной школы. 4. Повысить готовность учителя к работе в рамках заявленной модели.5. Совершенствовать систему управления в контексте проводимых изменений, как целенаправленный, психосберегающий, ресурсообеспеченный, в том числе государственно – общественный процесс взаимодействия управляющих и управляемых подсистем по достижению планируемого результата с учетом индивидуальных особенностей и среды. 6. Определить педагогическую основу и создать соответствующую базу для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления); совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, систему здоровьесберегающих технологий и формирования целостного отношения к своему здоровью у каждого ученика.7. Создать модель мониторинга эффективности реализации программы развития.
Обосновать выбор и внедрить технологии организации обучения в условиях адаптивной образовательной сельской школы, которые предполагают гармоничное сочетание целей обучения, самообразования, саморазвития, самосовершенствования,самовыражения учащихся. Переход к универсально-профильному обучению.
Диагностика успешности учителя
Личность учителягруппаУчителя, требующие усиленного внимания 2. группаУчителя с установившимся стилем работы3. группаУчителя, работающие творчески
Показатели квалификационного уровня учителяОтношение к предметуЗнания в области своего предмета.Чувство новогоУмение планировать учебную работу.Знание психолого-педагогических основ.Педагогический такт.Индивидуальный подход к учащимсяРабота по формированию навыков рациональной организации труда.Работа по развитию у чащихся мышления.Развитие у учащихся интереса к предмету.Умение оценивать качество знаний, умений и навыков.
Личность учителя
Психолого-педагогическое общениеПри решении образовательных задачФормировать положительную мотивацию обучения2. Создавать обстановку познавательного поискаПри решении воспитательных задачНалаживание психологических контактов.2. Формируется познавательная направленность личностиПри решении развивающих задачСоздание психологических ситуаций, стимулирующих самообразование исамовоспитание личности
Методики диагностикиМаркова А.К. «Психология труда учителя» М.,1993Диагностика успешности учителя М., центр «Педагогический поиск»Зверева В.И. «Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы» М., «Просвещение», 1992Рогова Е.И. «Личность учителя: теория и практика» Ростов-на-Дону «Феникс»Шайгородский Ю. Ж. «Точка отсчёта» Омск, 1992Ахмеджанова Р.»Психологические тесты» М.,1996