PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Обществознания / Симметрия в русском орнаменте
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Симметрия в русском орнаменте


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Симметрия в русском орнаменте


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Работа ученика 9"А" классаМОУ "Гимназия №2"Ултургашева Андрея. руководитель:Колы
Описание слайда:

Работа ученика 9"А" классаМОУ "Гимназия №2"Ултургашева Андрея. руководитель:Колычева Ираида Михайловна,учитель математики

№ слайда 2 СИММЕТРИЯв русском орнаменте
Описание слайда:

СИММЕТРИЯв русском орнаменте

№ слайда 3 "Человек по природе своей - художник.Он всюду, так или иначе,стремится вносить в
Описание слайда:

"Человек по природе своей - художник.Он всюду, так или иначе,стремится вносить в свою жизнь красоту.Красивые вещи воспитывают творческоевоображение людей и уважение к их труду."М.Горький

№ слайда 4 Наша страна богата талантами. Многие виды народногоискусства широко известны и в
Описание слайда:

Наша страна богата талантами. Многие виды народногоискусства широко известны и высоко ценимы не толькоу нас, но и за рубежом. Это палехская и мстерская миниа-тюра, расписные матрешки Полхова Майдана, богород-ская деревянная игрушка, жостовские подносы и многое,многое другое. В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине,на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих по-верий и легенд, народного эпоса и сказок. Каждый из насхотя бы раз в жизни видел вышитое полотенце, русскуюрубаху, расшитый узорами девичий сарафан…Как намсохранить и оставить для потомков эту красоту? Дляэтого надо суметь многое понять в нашем прошлом.Почему старинные русские орнаменты выглядят такиминарядными, что обозначают вышитые непонятные птицы,деревья, диковинные цветы и травы, по каким законамвыстроен сам орнамент – на эти и некоторые другие во-просы я попытался ответить в своей работе.

№ слайда 5 Симметрия в геометрии – свойство геометрических фигур.Точки А и А1 называются си
Описание слайда:

Симметрия в геометрии – свойство геометрических фигур.Точки А и А1 называются симметричными относительноТочки О (центр симметрии), если О – середина отрезка АА1.Точка О считается симметричной самой себе.Точки А и А1 называются симметричнымиотносительно прямой «а»(ось симметрии),если прямая «а» проходит через серединуотрезка АА1 и перпендикулярна к этомуотрезку. Каждая точка прямой «а» считаетсясимметричной самой себе.Точки А и А1 называются симметричнымиотносительно плоскости «альфа»(плос--кость симметрии), если плоскость «альфа»проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к этому отрезку. каждаяточка плоскости «альфа» считается симмет-ричной самой себе.

№ слайда 6 Точка(прямая, плоскость) называется центром(осью, плоскостью) симметрии фигуры,
Описание слайда:

Точка(прямая, плоскость) называется центром(осью, плоскостью) симметрии фигуры, если Каждая точка фигуры симметрична относи-тельно нее некоторой точке той же фигуры.Если фигура имеет центр(ось,плоскость) сим-метрии, то говорят, что она обладает цен-тральной (осевой, зеркальной) симметрией.Фигура может иметь один или несколькоцентров (осей, плоскостей) симметрии.Симметрия – это определенный пространст-венный порядок, математически точная за-кономерность в расположении предметовкли их частей.

№ слайда 7 В искусстве симметрия получила распрстра-нение как один из видов гармоничной ком
Описание слайда:

В искусстве симметрия получила распрстра-нение как один из видов гармоничной компози-ции. Она свойственна произведениям архитек-туры и декоративно-прикладного искусства.Симметрия является своеобразной мерой кра-соты и гармонии окружающего нас мира. Выдающийся математик 20 века Герман Вейльв своей работе «Симметрия» уделил особое вни-мание орнаментальной симметрии. Он показал,что в основе принципов любой орнаментальнойкомпозиции лежат общие положения фундамен-тальных математических структур, и связалорнаментальную симметрию с дискретными группами движений на плоскости.

№ слайда 8 Существует несколько видов симмет-рии. Чаще всего мы встречаемся с зеркальной си
Описание слайда:

Существует несколько видов симмет-рии. Чаще всего мы встречаемся с зеркальной симметрией. Она присуща телу человека и большинства живот-ных, многим предметам, которыми мыпользуемся, широко применяется в искусстве.Если какой-либо предмет или плоскуюфигуру можно разделить плоскостьюна две половины таким образом, что-бы одна половина, отразившись в этойплоскости, как в зеркале, повторила другую, то они обладают зеркальной симметрией. Зеркальная симметрия бытовых предметов подчеркиваетсяорнаментом, построенным по томуже принципу. Плоскости симметриипредмета и орнамента совпадают.

№ слайда 9 Например, эта декоративная вырезкаиз бумаги, созданная народным масте-ром. Орнам
Описание слайда:

Например, эта декоративная вырезкаиз бумаги, созданная народным масте-ром. Орнамент вырезан из сложенно-го вдвое листка цветной бумаги – простейший способ добиться зеркаль-ной симметрии.

№ слайда 10 Еще один вид симметрии, посто-янно встречающийся в народномтворчестве – перенос
Описание слайда:

Еще один вид симметрии, посто-янно встречающийся в народномтворчестве – перенос или трансляция. Симметричные эле-менты могут быть совмещеныдруг с другом при перемещениивдоль прямолинейной оси на отрезок определенной длины.Каждый из рисунков этих орна-ментов состоит из ряда одина-ковых изображений. Можно ска-зать, что эти рисунки образова-ны повторением определенногомотива или его переносом на равные отрезки.

№ слайда 11 Орнамент – огромная и очень своеобразная область художест-венной культуры. По оп
Описание слайда:

Орнамент – огромная и очень своеобразная область художест-венной культуры. По определе-нию, это узор, состоящий изповторяющихся ритмически упо-рядоченных элементов. Он пред-назначен для украшения различ-ных предметов (посуды, текст.изделий,оружия и т.д.) архитек-турных сооружений, произведе-ний прикладного искусства. Он связан с поверхностью (плоско-стью), которую украшает и зри-тельно организует, а своей фор-мой и цветом выявляет и подчер-кивает особенности предмета, природную красоту материала.

№ слайда 12 Основной признак орнамента как средства украшения – подчиненность образу, форме
Описание слайда:

Основной признак орнамента как средства украшения – подчиненность образу, форме иназначению украшаемого предмета. Орнамент не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. В построении орнамента обычно используют принцип симметрии, приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов(раппорт). Орнамент можно продолжить в обе стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена, замкнута.Элементы, образующие орнамент, могут более или менее точно воспроизводить действительность, но чаще всего подвергаются переработке, стилизации, декоративному обобщению.

№ слайда 13 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМСЦЕНИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ
Описание слайда:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМСЦЕНИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 В народном творчестве, где орнамент нашел наиболь-шее распространение, постепенн
Описание слайда:

В народном творчестве, где орнамент нашел наиболь-шее распространение, постепенно складывались устой-чивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественныетрадиции разных народов. Каждая эпоха, каждый стиль в архитектуре, каждая национальная культура вырабо-тали свою систему орнамента (мотивы, формы, распо-ложение на украшаемой поверхности), поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Русский орнамент (наряду с историческим и культурным значением) особенно интересен в этом смысле, так как имеет своеобразные математические,цветовые и символические особенности.

№ слайда 16 Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерахорошо знали о воздейств
Описание слайда:

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерахорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явле-ния, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красномуцвету. Именно с ним связывается представление о радости, ве-селье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассо-циации с солнцем, источником всего живого на Земле.

№ слайда 17 Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси.Для русского орнамента ха
Описание слайда:

Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси.Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей и человеческих фигур. Во взаимном расположении повторяю-щихся фигур русского орнамента в основном участвуютвсего три вида симметрии: 1 – это последовательное распо-ложение в линию - переносная симмметрия

№ слайда 18 Зеркальное отражение – зеркальная симметрия
Описание слайда:

Зеркальное отражение – зеркальная симметрия

№ слайда 19 И поворот вокруг общего центра – поворотная симметрия.Количество фигур в полном
Описание слайда:

И поворот вокруг общего центра – поворотная симметрия.Количество фигур в полном обороте определяет порядок по-воротной симметрии. В орнаменте на плоскости встречает-ся поворотная симметрия 2-го, 3-го и 6-го порядков. В соот-ветствии с порядком поворотной симметрии фигуры орна-мента относительно друг друга повернуты на 180, 120, 90 или60 градусов.

№ слайда 20 Считается, что орнаменты, сочетающие зеркальную и по-воротную симметрии 4-го пор
Описание слайда:

Считается, что орнаменты, сочетающие зеркальную и по-воротную симметрии 4-го порядка, вызывают состояние покоя. Прямые углы по опыту людей отвечают устойчиво-му равновесию: спокойная водная гладь и отраженные в ней вертикальные стволы деревьев, угол между полом и стенами в комнате, прямоугольные формы зданий.

№ слайда 21 Давно замечено, что в вы-шивках нет ничего случай-ного. В основу древнесла-вянск
Описание слайда:

Давно замечено, что в вы-шивках нет ничего случай-ного. В основу древнесла-вянского орнамента леглиуниверсальные представ-ления наших далеких пред-ков о мире. Эти представ-ления нашли отражения вмотивах, характерных длярусского орнамента и рус-ких узоров. Эти символы сскрывают особый смысл,который мы, к сожалению, уже не всегда можем прочи-тать.. В орнаменте человеквыразил свои представленияо космосе, жизни, любви к природе и человеку, о счастье.В народном творчествемотивы орнамента запечатлели поэтическое отношение к миру.

№ слайда 22 Для русского орнамента характерными являются такжемотивы:"обереговых "знаков , к
Описание слайда:

Для русского орнамента характерными являются такжемотивы:"обереговых "знаков , которые наносились на одежду,предметы быта и различные детали жилища;мотивы "плетенки", которые трактовались как знакиводы;- мотив древней богини Мокоши (как представление оВеликой Праматери);-мотив "древа жизни";-мотивы "солярных" (солнечных) знаков.Так, например, прямая линия в орнаментах многих наро-дов означает землю, а волнистая – воду. Сочетание этих линий, расположенных горизонтально в русском орнаменте - символ "мать-сыра земля", расположенныхвертикально или горизонтально – символ дождя. Ромб –символ поля, точка в нем – зерно, а в целом - символ за-сеянного поля.

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Заклинательным обереговым орна-ментом украшались все проемы, че-рез которые могл
Описание слайда:

Заклинательным обереговым орна-ментом украшались все проемы, че-рез которые могли проникнуть к че-ловеку злые духи. Важно было защи-тить те места, где кончалась закол-дованная ткань одежды и начиналосьтело человека – рукава, плечи и во-рот обычно расшивали красныминитками. Часто украшали и подол.Сама ткань считалась непроницае-мой для духов зла, т.к. в ее изготов-лении участвовали предметы, изо-бильно снабженные магическим ор-наментом (трепало, прялка, ткац-кий станок).

№ слайда 25 Завершает ансамбль русского костю-ма головной убор. У девушек этоможет быть толь
Описание слайда:

Завершает ансамбль русского костю-ма головной убор. У девушек этоможет быть только перевязка, остав-ляющая верх головы не закрытым, а замужние женщины носили кокош-ники, расшитые золотой нитью иречным жемчугом.

№ слайда 26 В качестве оберегов часто высту-пают фигуры с центральной сим-метрией, например
Описание слайда:

В качестве оберегов часто высту-пают фигуры с центральной сим-метрией, например круг и правиль-ный шестиугольник. У древних славян эти фигуры являлись обе-регами от грозы, они называются "солярными " знаками. Движениесолнца передают в орнаменте зна-ком, который нам известен как свастика. Для солнечных знаковхарактерна поворотная симмет-рия разного порядка. Наиболее рас-пространенными являются круг, разделенный радиусами на равныесекторы, а также круг с крестомвнутри. "Бегущее" солнце изобра-жает круг с расходящимися от центра дугообразными линиями.

№ слайда 27 Земля изображалась прямоугольником,разделенном диагоналями на 4 части,с повторяю
Описание слайда:

Земля изображалась прямоугольником,разделенном диагоналями на 4 части,с повторяющимся в них рисунком.Здесь также мы наблюдаем осевуюсимметрию в сочетании с централь-ной. Эти же виды симметрии преоб-ладают в изображениях растительно-го мира.

№ слайда 28 Водная стихия представ-лена обычно рядами чер-точек и точек, воспроиз-водящими д
Описание слайда:

Водная стихия представ-лена обычно рядами чер-точек и точек, воспроиз-водящими дождевые кап-ли и зигзагообразнымилиниями (пример перенос-ной симметрии). Такоймотив типичен для налич-ников окон.

№ слайда 29 Таким образом, описаниеотдельных русских орна-ментальных мотивов исхемы их распо
Описание слайда:

Таким образом, описаниеотдельных русских орна-ментальных мотивов исхемы их расположения надеталях жилища, предме-тах украшения, одежды и быта наглядно демонстри-рует присутствие в нихцентральной, поворотной,переносной, осевой и зер-кальной видов симметрии,которые являются причи-ной эстетической привле-кательности русского ор-намента.

№ слайда 30 К сожалению, до наших дней сохра-нился только единственный пред-мет из языческог
Описание слайда:

К сожалению, до наших дней сохра-нился только единственный пред-мет из языческого прошлого – эторушник. Он без перерыва тради-ции используется в народном бы-ту по своему прямому назначениюзащищать святые углы, божни-цы, дверные и оконные проемы, свадьбы, праздники, похоронысвоими магическими изображени-ями и оберегами от сглаза, "уро-ка" и любой порчи и быть приста-нищем душ умерших родичей. Вомногом именно благодаря сохра-нившимся в русских деревняхрушникам со старинной вышив-кой мы можем совершить экскур-сию в наше далекое прошлое.

№ слайда 31 Перед вами авторские работы,выполненные Васильевой Александрой Ивановной,матерью
Описание слайда:

Перед вами авторские работы,выполненные Васильевой Александрой Ивановной,матерьюпедагогаИ. М. Колычевой

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37 Чтобы народное искусство жило, нужно, чтобы оно находилосьв чутких руках. Все то
Описание слайда:

Чтобы народное искусство жило, нужно, чтобы оно находилосьв чутких руках. Все тоньше и тоньше нити, связывающие насс искусством далеких предков. Вот и древнерусский орнаментможет уйти из нашей жизни, лишив ее чего-то важного. Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духов-ные, художественные традиции народа мы не имеем права.Именно уважение к этим традициям называется патриотиз-мом, с него начинается в нас чувство Родины.

№ слайда 38 Литература:!. Большая Советская Энциклопедия, т.23, стр.391-392,М., издательство
Описание слайда:

Литература:!. Большая Советская Энциклопедия, т.23, стр.391-392,М., издательство "Советская энциклопедия", 1970г.2. Большая Советская Энциклопедия, т.18, стр.524, М.,издательство "Советская энциклопедия", 1970г.3. А.А.Коринфский ."Народная Русь", стр. 352, Смоленск,"Русич", 1995г.4. Е.В.Лебедева, Р.М.Черных ."Искусство художника-оформи-теля", М., "Советский художник", 1981г.5. Б.А.Рыбаков. "Язычество древней Руси", М., "Наука", 1988г.6. "Математика в школе", №6, 2007г.7. З.А.Богатеева. "Мотивы народных орнаментов в детскихаппликациях", М., "Детская литература", 1986г.8. А.Рогов. "Кладовая радости", М., "Просвещение", 1982г.9. А.Миловский. "Скачи, добрый единорог!", М., "Детскаялитература", 1986г.10. Е.Ольшанов. "Геометрия вышивки", "Наука и жизнь", №3,1975г.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru