Ш И Р О К А Я МасленицаОй, да Масленица На двор въезжает!Широкая на двор въезжает.Ой, да Масленица,Широкая, погости недельку, недельку!
День первыйпонедельникВстреча МасленицыОй, да Масленица на двор въезжает! Широкая на двор въезжает.Ой, да Масленица, широкая, погости недельку, недельку! Вот такие песни распевали девушки, парни. Брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими явствами – народ торговый собирал дань с праздности: здесь копейка ставилась ребром – небогато, да торовато, гулливо. Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а ещё ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!» кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им всякое старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это за деревню на место высокое, хворосту натаскают и костёр разжигают. Такой костёр называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут, приговаривая: «Гори, наша Масленка, до самого Петрова дня!» Или ещё: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»
День второйвторникЗаигрышныйНа Заигрыши с утра приглашали девицы и молодцы покататься на санках, поесть блины. В этот день начинались игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные горки. Самое любимое дело на Масленицу – корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катуши «бег» («разбег») был до 300 метров, чтобы дух при катании захватывало. Катушка уходила далеко по реке, вдоль неё с обеих сторон валки из снега делали, этакий, большой желоб. Катались дети и взрослые на обычных санках, чунках (санки со стульчиком)на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцами и рулём - конёк на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (лодейках) – это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Снизу её навозом намажут да водой обольют и на мороз на ночь выставят. Получаются саночки юркие и лёгкие. Но для таких саночек надо было делать чуны – тряпочные пижамы, у которых подошвы также обливались водой и замораживались. А ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями. Особой забавой было кататься на санном поезде. Сцепят ребята верёвками десяток саней веренице или просто зацепятся руками друг за друга и – вперёд по ледяной катушке. Тут тоже нужно было смелость проявить. В народе говорили: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
День третийсредаЛакомка. Сладкоежка.В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Вот как о блинах народ говаривал:Блин не клин, брюха не расколет.Первый блин да комом.Не подбивай клин под овсян блин: пожарится, и сам свалится.Как собаке блин – только раз глотнуть.Кому чин, кому блин, а кому и клин.Врёт, что блины печёт – только шипит.От лени губы блином обвисли.Тот же блин, да подмазан.-Тётушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды сковородничка, мучки да подмазочки.Вода в печи, хочет блины печи.Где блины, тут и мы.
День четвертыйчетвергРазгул. Перелом.Ещё её называли «широкий четверг» или «разгуляй-четверг». На этот день приходилась сере-дина масленой гульбы.В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.Широкая Масленица,Мы тобою хвалимся, На горах катаемся,Блинами объедаемся!Масленица, Масленица,Блинами попеканщица,Приходи раненько, Встретим хорошенько – Сыром, маслом и блиномИ румяным пирогом.Масленица – блиноедаНакормила до обеда.И сама – за плетень,На весь день, на весь день.Полизала сыр и масло,А сама потом погасла. Возрождение солнечных дней славили на деревне так: на угорье, за деревней втыкали длин-ную жердь с привязанными на голые ветки тряпками. С этого времени к нему приносили крестьяне – кто худую соломку, вытрясенную из матраса, на котором лежал больной, кто сношенные лапти. Приносили и прохудившиеся туеса, солому, которой стирали пот с отелившейся коровы.
День пятыйпятницаТещины вечерки. Гостевой день.Говаривали: «Хоть тёщины блинчики сладки, да тёщ угощают на Масленую зятьки». На тёщины вечёрки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почётные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем тёще более оказывалось почестей. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. И тот парень, которому девушка люба была, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из неё выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила. На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьёв к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Насмешливый народ русский оставил несколько песен о заботливости тёщи при угощении зятя. Эти песни вечерком поют холостые.
День шестойсубботаЗоловкины посиделки.На заловкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были ещё в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по заловкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками, и что уж говорить, мир да лад не всегда царил между бабами. Сказывали: «На языке у бабы – мёд, а что под языком – и сам чёрт не разберёт». Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом. В субботу так же объявлялась родительская. Поминание родителей, хоронение зимы – эти обряды заповедны нам с языческих времён. Когда приходили с кладбищ, то блинами от родительской закармливали и скот: «Чтоб скотина велась – не переводилась!»
День седьмойвоскресеньеПрощальный день. День прощания, проводы, целовник. Масленица уже постарела. Напоследок отмечались её проводы. В этот день с утра у детей забота – снеговую бабу слепить, в санки усадить да с обледенелой горы скатить.Прощай, Масленица!Прощай, голубушка!Пересмешница!Прощай, Дунюшка! Кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват», «Прости меня грешного, на Великий пост!» За вины свои, за досады накануне чистого понедельника друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Родные обязательно приходят в этот день к старшему в роде, обычно вечером. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. В этот день до самого вечера на санках с гор катались, блинами объедались. Мол, и льны-то будут долгими, крепкими, и дня-то горе никогда уже не окарнает – за долгое катание с масленичных гор. Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почётом, а затем выносили за околицу и сжигали. Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться на весь Великий пост.
Прощай, Масленица!