Обществознание 10 класс
Тема: Введение. Познание окружающего мира 1. Как мы познаем окружающий мир. 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и ложь. 4. Философское мышление.
1. Как мы познаем окружающий мир. Какие науки мы называем общественными? Почему в последние годы в нашей стране возрос интерес к таким наукам? Что дало вам изучение основ этих наук в 8-9 классе? Приведите примеры. Что такое «знание»? Какую роль играют знания в человеческой жизни?
1. Как мы познаем окружающий мир. Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает. (Абу Шукур) Как бы ты ни был , юноша, умен, Чего бы ты не знал, Старик тебя мудрее: больше он На свете повидал. (Асади Туси)
1. Как мы познаем окружающий мир. Те знания, что ты постиг, И золота дороже: Исчезнуть может злато вмиг, А знание не может (Саади) Возникла мысль в уме твоем, Будь осторожен с ней: Мысль, что к тебе придет потом, Не будет ли умней? (Амир Хосров)
– это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание , как правило, только процесс поиска истины, а его результат – знание. Познание
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека. В широком смысле как любого рода информация; В узком смысле как подтвержденная научными средствами информация Знание
Познание Рациональное познание Чувственное познание суждения умозаключения Формирование понятий ощущения представления восприятия
Иоганн Гете ( 1749 – 1832 гг.) Иоганн Гете работал на границе классицизма и романтизма. В его величайшем произведении- «Фауст», продав Мефистофелю душу, за вечную жизнь, так и не обрел счастья и покоя. Их могут дать только честный труд, справедливое отношение к своим ближним и обществу. Гете и Шиллер. Гравюра н.19 в.
Рациональная Чувственная Ступени познания Единая основа познавательного процесса
Сенсуализм – ( от лат. sensus – восприятие, чувство) – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»
Рационализм – (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – философское направление, признающее разум основной и главной формой познания, противостоит сенсуализму. Научное(т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и его критерия истинности.
2. Научное познание и его особенности.
Формы мыслительной деятельности предвидение фантазия воображение мечта интуиция гипотеза
– это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник её проявления невозможно точно идентифицировать или объяснить. Интуиция Основа для гипотез (истинных или ложных) Обыденное знание
Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств. Всегда ли одинакова оценка одних и тех же событий?
Научное познание объективно и не зависит от сознания человека Научное познание основано на проверенных доказательствах
– процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Исследование
Уровни научного исследования Эмпирический – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса Теоретический – формулирование общих закономерностей, создание целостной теории, а затем формирование развернутой картины мира
Компоненты теоретического уровня: Постановка цели и задачи; Предварительный анализ литературы; Формулировка исходных гипотез; Организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т. д) Анализ и обобщение полученных данных; Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов Итог – получение новых научных знаний – объективной истины
Работа в группах Группа 1 Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы. Группа 2 Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию. Группа 3 Изучить тему «Взрослые и дети». Почему возникают конфликты поколений? Группа 4 Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников. Группа №5 Формулирует свою проблему и исследует её.
3. Истина и ложь. Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта Ложь – это неправда , искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение.
ИСТИНА Процесс движения от незнания к знанию Верное воспроизведение действительности в сознании человека Результат исследовательской деятельности Соответствие знания об объекте с самим объектом
1. Как менялось представление людей о курении? 2.Что истинно, а что ложно в этих представлениях? 3. Что явилось критерием истины при изучении влияния табака на здоровье человека и окружающую природу? Может ли истина носить неизменный характер? Почему? Как можно проверить истинность того или иного положения?
4. Философское мышление. Высшая форма теоретического познания – философское постижение мира. Дедукция – цепь умозаключений, в результате которых из общих знаний человек получает знание конкретное. Индукция – умозаключение от фактов к общему утверждению Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности П Р И Е М Ы
Познание – главная роль в жизни человека чувственное и рациональное Метод – научное исследование Итог – истина В основе –философское мышление
Д/задание: &1 вопросы по практикуму в библиотеке.