Право граждан на обращенияПомазуев А.Е.
Право граждан на обращение Закреплено – ст.33 Конституции:«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».Общий порядок реализации права: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»Специальный порядок реализации права:Отдельные законодательные и подзаконные акты
Виды обращений: предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
Система обращений Зависит от регулирования:Общие обращения (предложения, заявления, жалобы) - все обращения в отношении которых не установлен специальный порядок их подачи - регулируются 59-ФЗСпециальные обращения (заявления и жалобы) – обращения, порядок подачи которых урегулирован иными кроме 59-ФЗ нормативными актами
Общее регулирование обращенийПодходы 59-ФЗ: Право предоставлено только физическим лицам;Обращение подпадает под регулирование 59-ФЗ если направлено в государственный орган, орган м/с или должностному лицу этих органов; Право на обращения может быть реализовано только лично. Институт представительства не предусмотрен;Обращения рассматриваются бесплатно;Субъекты РФ могут осуществлять свое регулирование, но в рамках него только улучшать положение граждан;Коллективные обращения рассматриваются в порядке аналогичном личным;Единые процедуры для рассмотрения всех видов обращений:Процедура рассмотрения письменного обращения;Процедура рассмотрения устного обращения
Общее регулирование обращенийПорядок рассмотрения письменных обращений Подача письменного обращения:Не ограничена временными рамками;Обращение должно содержать:данные об обратившемся (ФИО, адрес)Данные об адресате (ФИО, должность, наименование органа);Суть предложения, заявления или жалобыЛичная подпись, датаПодается в орган или должностному лицу, уполномоченному рассмотреть;Обращение не должно подпадать под ограниченияРегистрация письменного обращения:В течение 3 дней с момента получения;Передается в в структурное подразделение для подготовки ответа по существу
Общее регулирование обращенийПорядок рассмотрения письменных обращений Определение подведомственности:В течение 7 дней со дня регистрации;Если не подведомственно, то перенаправляется по подведомственности с уведомлением гражданина; Рассмотрение по существу, подготовка ответаОтвет должен быть подготовлен не позднее 30 дней со дня регистрации + 30 дней по решению руководителя;Должностное лица, при подготовке ответа:обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение. В случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы (15 дней на запрос);принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов;дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
Общее регулирование обращенийПорядок рассмотрения устных обращений Только в рамках личного приема;Удостоверяется личность гражданина;Вопрос фиксируется в карточке учета личных обращений и:Если ответ может быть дан немедленно, то дается ответ и делается запись в карточке;Если ответ не может быть дан немедленно, то дается в письменной форме в порядке предусмотренном для письменных ответов