Построение занятия на основе целеполагания (технологический аспект)
Договоримся о понятия х Цель – образ предвосхищаемого/ожидаемого результата, который может быть получен в определённых условиях за единицу времени
Три составные части цели Номинальный (означенный) результат обучения (формулируется в терминах государственного стандарта общего образования: обучающиеся должны знать, делать, понимать, применять; но этот результат может быть для ученика личностно отчуждённым, не значимым
Три составные части цели Ценностный результат обучения, представленный в виде ценностного отношения обучающегося к номинально сформулированному результату обучения («личностная значимость для ученика»)
Три составные части цели Смысловая составляющая результата, определяющая значимость деятельности, которую необходимо выполнить обучающемуся для того, чтобы достичь результата, личностно значимого для обучающегося и являющегося ценностью для него
Дидактические единицы содержания образования Компетенции (интегрирующие знания, способы, ценностное отношение к ним, смыслы деятельности обучающегося по достижению результатов образования
Дидактические единицы содержания образования Ситуации-коллизии, пробуждающие и закрепляющие ценностное отношение обучающегося («значимость для меня») к знаниям и способам деятельности;
Дидактические единицы содержания образования Способы со-взаимодействия педагогов и обучающихся в форме «решения задач на смысл» (решаемых по схеме рефлексии действий в поле сил и актуализирующих смысл деятельности, которую нужно совершить, чтобы достичь результата, являющегося ценностью для обучающегося)
Диагностичность 1 этап – выявление возможного уровня усвоения учебного материала (качественная окраска знаний) 1 уровень – знакомство (узнавание) – учебное задание – цель, решаемая определёнными действиями в определённой ситуации. 2 уровень – алгоритмический (осознанное запоминание и применение основных алгоритмов) – цель ситуация (действие исключено).
Диагностичность 3 уровень – творческий (нетиповая ситуация) – частично-поисковый. 4 уровень – исследовательский – высокий уровень (степень) ученической самостоятельности, на обоих высоких уровнях полученные учениками знания отслеживаются по степени самостоятельности действий, свободе перехода от более простого к сложному и т.п.
Диагностичность 2 этап – конкретных действий на каждом из трёх уровней: 1 уровень – опознают, различают, воспроизводят с внешней опорой; 2 уровень – определяют, описывают – конкретизированные действия; 3 уровень – определяют причинно-следственные связи, анализируют, синтезируют, обобщают, выявляют ошибки.
Диагностичность 3 этап – учащиеся опознают… Пример: Создать условия для распознавания, анализа, выявления причинно-следственных связей, выражения собственного отношения к …
Реальность 1 уровень – общие цели для всего класса; 2 уровень – вспомогательные цели с пониженным содержанием учебных возможностей; 3 уровень – дополнительные цели для учащихся с высоким уровнем содержания учебных возможностей.
Перспективность Цели урока Цели темы Цели учебного раздела Цели определённого этапа выполнения государственного стандарта
Конструктивность Цели выступают в качестве системообразующего фактора, определяющего уровень методов и средств обучения, выбора организационных форм, методов контроля знаний (только тест).