Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами монументальной скульптуры.
Скульптура – (лат. вырезать, высекать) вид изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные ансамбли. Монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы четко выделялся силуэт.Материалы твердые, на века: различные породы камня, мрамор, бронза, сталь.
Значимость монументальной скульптуры 1. Увековечивает:исторические событиядеятельность выдающихся людейпамять защитников города2. Пропагандирует высокие социальные идеи3. Вызывает сложные мысли, нравственные чувстваИмеет общественное значение. Это символы эпохи.Монументальная скульптура доступна восприятию дошкольников.
Недостатки в ознакомлении дошкольников с монументальной скульптурой: Некомпетентность взрослых Отсутствие предварительной работы с детьмиСлабая оснащенность педагогического процесса в ДОУРабота ведется эпизодически, в связи с датами календаря.Нет системы в отборе памятников Отсутствие взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания При организации экскурсий к памятникам не всегда соблюдаются основные методические требования
Критерии к подбору произведений монументальной скульптуры Педагогическая целесообразность, т.е. наличие в произведении определенного идейного содержания, способного вызвать у дошкольников доступные им социально значимые эмоции;Сюжет, близкий и понятный детям,Возможность сравнения произведений скульптуры между собой
По содержанию, идейной общности и возможностям для сравнения мы выделили 3 группы произведений монументальной скульптуры для ознакомления с ними детей Первая группа – памятники поэтам
Вторая группа - памятники Петру 1
Третья группа - памятники воинской славы Памятники жертвам войны Памятники защитникам отечества Памятники победителям
Методика ознакомления детей с монументальной скульптурой Ближе познакомить детей с историческими лицами, чей образ запечатлен в памятниках нашего города, значением их деятельности для людей.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на воспринимаемые произведения монументальной скульптуры, учить понимать ее содержание, характерные особенностиРассказать о монументальной скульптуре, как виде изобразительного искусства. Расширять представления о сюжетном содержании монументальной скульптуры с помощью художественны произведений и музыки.Раскрыть специфику работы скульптора над образом (поиск выразительных средств для воплощения задуманного содержания)Развивать аналитическое восприятие, учить способам кругового осмотра скульптуры, умению осмысливать художественные признаки: цвет, фактура, материал, поза, статика или динамика композиции, силуэтная линия.Способствовать формированию начальных представлений об образном характере произведений скульптуры. Учить умению оперировать новыми знаниями, применять их при восприятии монументальной скульптуры.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Создание условий в ДОУ Приобретение скульптуры малой формы для ДОУПриобретение фотографий монументальной скульптуры, снятых с 3 точек Составление конспектов занятий
Такая разная скульптура…
Работа с педагогами АНКЕТА «Нравственное воспитание детей через ознакомление с монументальной скульптурой»ЦЕЛЬ: Выявить отношение педагогов к монументальной скульптуре как средству воздействия на дошкольников.Что такое монументальная скульптура?Нужно ли знакомить дошкольников с монументальной скульптурой?Какие задачи Вы при этом ставите?- расширять знания о явлениях общественной жизни;- формирование патриотических чувств;- развитие художественного вкуса;- эстетическое отношение к окружающей действительности;- обогащение содержания лепных работ и рисунков детей, совершенствование технических навыков. Как Вы знакомите детей с монументальной скульптурой?- используете иллюстрации и слайды, сопровождая их беседой или рассказом о героях или событиях, чтением произведений художественной литературы;- знакомите детей с самим памятником; Имеется ли у Вас планирование ознакомления детей с монументальной скульптурой?- перспективное;- календарное;- имеется ли взаимосвязь в ознакомлении детей с различными видами скульптуры? Ставите ли Вы задачи эстетического воспитания при ознакомлении детей с монументальной скульптурой? Ставите ли Вы задачи нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении детей с монументальной скульптурой.
Семинар ПЛАНВиды скульптурыВыразительные средстваЖанрыСкульптурные материалыЗадачи работыМетодика ознакомления:со скульптурой малых формс монументальной скульптуройИтоги работы в разных возрастных группах
Работа с детьми Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, памятником поэту на площади Искусств1). Чтение и разучивание произведений А.С. Пушкина2). Вечер посвященный памяти А.С.Пушкина. Слушание музыки3). Рассматривание фотографий памятника А.С. Пушкину, беседа о скульптуре поэта4). Экскурсия к памятнику А.С.Пушкину, рассматривание скульптуры, возложение цветов, чтение стиховЗнакомство с творчеством И.А.Крылова, памятником баснописцу в Летнем саду1). Разучивание и инсценирование басен И.А.Крылова2). Вечер посвященный памяти И.А.Крылова. Слушание музыки3). Рассматривание фотографий памятника И.А. Крылова в Летнем саду4). Экскурсия к памятнику И.А.Крылова, рассматривание скульптуры, возложение цветов, инсценирование басен. Знакомство с деятельностью Петра 1, с памятником Петру 1 «Медным всадником», с другими памятниками Петру 11). Вечер посвященный памяти Петра 12). Рассматривание фотографий памятников Петру 1, сравнение, слушание музыки3). Экскурсия к «Медному всаднику», рассматривание скульптуры, возложение цветовДетям - о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда и памятниках защитникам города.1). Чтение повести Л.Воронковой «Девочка из города».2). Чтение рассказа «Памятник» А.Д.Жарикова 3). Рассматривание фотографий памятников, слушание музыки4). Экскурсии к памятникам, рассматривание скульптуры, возложение цветов
Вечер памяти
Экскурсии