Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете уВоскресенскогомоста.Конец XVII века» 1900, ГТГПрезентацию выполнилаАнна Сергеевна Бочарова,Учитель МХК МОУ лицея №12г. Люберцы Московской области
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГПолотно ≪На рассвете у Воскресенского моста≫ при-надлежит к числу наиболее известных и удачных исторических пейзажей Аполлинария Васнецова. Написанное в пору первого увлечения художника старой Москвой, оно счастливо избежало ≪археологической≫ суховатости, почти неизбежной при слишком глубоком погружении в омут архитектурно-исторической реконструкции.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГБлагодаря мягкому, ≪из ниоткуда≫, освещению, Москвакажется немного нездешней, сказочной. Рассвет едва-едва занимается, Воскресенский мост, всегда такой оживленный, безлюден, лавки закрыты. И эта пустынность тоже добавляет очарованно-сказочных черт образу Москвы. Если искать каких-то соответствий картине, то мы найдем их не у собратий Васнецова по кисти, а у М. П. Мусоргского.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГБлагодаря мягкому, ≪из ниоткуда≫, освещению, Москва кажется немного нездешней, сказочной. Рассвет едва-едва занимается, Воскресенский мост, всегда такой оживленный, безлюден, лавки закрыты. И эта пустынность тоже добавляет очарованно-сказочных черт образу Москвы.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГУвлечение А. Васнецова ≪старой Москвой≫ началось в 1891 году, когда он иллюстрироваллермонтовскую ≪Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова≫. Нужен был вид Кремля из Замоскворечья — естественно, вид XVI века. Художник подошел к поставленной перед ним задаче смаксимальной добросовестностью — изучал старинные планы города, собирал материалы в архивах и библиотеках.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГУвлеченное знакомство сМосквой, ≪вживание≫ в нее (как раз в 1891 году Васнецов окончательно обосновался в первопрестольной) стало для нашего героя судьбоносным. В своей ≪Автобиографической записке≫он впоследствии отмечал: ≪Моя склонность к пейзажам исторического характера проявлялась в продолжение всей моей художественной деятельности, но первое более ясное выражение этого сказалось, когда я перебрался в Москву в 1891 году и поселился против самого Кремля≫.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГВ 1897 году Васнецову вновь пришлось обратиться к старомосковской теме, работая над декорациями к ≪Хованщине≫ М. П. Мусоргского. И вновь мастер с головой погрузился в далекую эпоху, чувствуя, что она занимает его все больше и больше. Декорации были готовы, а Васнецов все не мог расстаться с темой. ≪Я теперь занят "старой Москвой", — писал он в 1899 году художнику Н. Н. Хохрякову, — и собираю по ней материал. Один холст подмалеван, другой в контурах. Работа очень интересная, и другого ничего не хочется делать≫.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГПостепенно А. Васнецов овладевал материалами по истории Москвы, разыскивая их в архивах, библиотеках, музеях. Его интересовали старинные планы города, иконы и летописные миниатюры, на которых присутствовали те или иные московские здания, давно стертые с лица земли пожаром или неумолимым ходом времени. В том же 1900 году Васнецов совершил полет над Москвой на воздушном шаре, изучая городской ландшафт — расположение возвышенностей, рек и тому подобных ≪подробностей≫.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГОднако основу творческого метода мастера составляло отнюдь не только скрупулезное собирание информации.Сам он писал: ≪Для художника, воссоздающего жизньпрошлого, важно помимо сухого исторического материала нечто другое, что дает ему возможность "проникать« в это прошлое. Эта способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника несравненно в большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал...»
Арсенальная башня≪Рельеф≫ левой, возвышенной, части городского пейзажа определяет мощный силуэт угловойАрсенальной башни Кремля, контролировавшейпереправу через реку Неглинную. Арсенальнаябашня была выстроена в 1492 году, а в 1680-х годах над нею возвели восьмигранный шатер, изображенный Васнецовым.«Утро красит нежным светом...Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГ
Кутафья башняВ правой части картины Васнецов изобразил Кутафью башню — единственную предмостную башню, сохранившуюся до наших дней (именно через нее проходят сегодня в Кремль экскурсанты). Она была построена в 1516 году в конце Троицкого моста, напротив Троицкой башни Кремля.«Утро красит нежным светом...Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГ
Кремлевские храмыЗа стеной видны храмы Кремля и колокольня Ивана Великого, долгое время остававшаяся самым высоким зданием в Москве. Золотые купола выглядят тусклыми,матовыми: солнце еще не успело взойти и оживить их своими лучами.«Утро красит нежным светом...Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГ
Воскресенский мостПостроенный в 1601—03 годах Воскресенский мост через реку Неглинную был первым каменным мостом в Москве. Он находился на территории нынешней Манежной площади, возле Воскресенских (Иверских ворот, и соединял Белый город с районом Кремля и Китай-города. Еще в XVI веке реку возле Воскресенского моста пере городили плотиной, а возле нее поставили мельницы. Вблизи моста и на нем самом шел бойкий торг, здесь располагалосьмножество лавок, торговавших снедью —главным образом сластями: пряниками и ≪сахарным хрустом≫ (леденцами). После большого московского пожара 1812 года Неглинку перекрыли сводами, а мост засыпали землей.«Утро красит нежным светом...Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГ
Цветущий садПравая нижняя часть картины отдана живописному cстолпотворению зданий и усадеб Белого города. В саду одной из усадеб видна цветущая сирень —Васнецов указывает нам не только на эпоху и время суток, но и на сезон. Итак, Москва, XVII век, рассвет, поздняя весна.«Утро красит нежным светом...Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГ
Деревянная МоскваВ XVIIвеке большая часть строений Китай-города и Белого города все еще была деревянной, хотя правительство,боясь пожаров, всячески пыталось склонить горожан к строительству каменных жилищ. Москвичи, однако, не торопились откликаться на ≪правительственные инициативы≫: бытовало убеждение, что в каменных домах жить нездорово.«Утро красит нежным светом...Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900, ГТГ
Арсенальная башняКутафья башняКремлёвские храмыВоскресенский мостЦветущий садДеревянная Москва
Источники:Оформлениеhttp://images.yandex.ru/Текст:Еженедельное издание «50 художников. Шедевры русской живописи. А. Васнецов №64»