МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа № 94 Как слово наше отзовётся? Классный час о культуре речевого общенияКлассный час подготовилаМорозова Любовь Евгеньевна,учитель русского языка и литературы МОУ ОСОШ № 94
Цель:привлечь внимание к проблеме культуры речевого общения. Задачи:1) расширить и уточнить представление о речевом этикете как об одной из составляющих культуры речи;2) проанализировать этимологию и грамматическую принадлежность этикетных слов;3) привести результаты наблюдения за употреблением этикетных слов учениками школы № 94 и жителями города Ярославля;4) представить основные тезисы в буклете для широкого круга учащихся.
Культура речи и речевой этикет
etiquette (франц.) - «ярлык», «этикетка» ethos (греч.) – «обычай», «характер»ЭТИКЕТ – универсальный язык этических норм и ценностей общенияРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
Семантические группы этикетных слов обращениеприветствиеблагодарностьпросьбаизвинение прощаниепожеланиепоздравлениевежливый отказприглашениесочувствие
Вежливые слова
Этикетные формулы приветствия Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия. Первыми приветствуют: мужчина — женщину; младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую); младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее; младший по должности — старшего.
Этикетные формулы прощания до свидания
способствует установлению контакта между собеседниками; привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
Правила вежливости
Растает даже ледяная глыба От слова теплого «Спасибо». Зазеленеет старый пень, Когда услышит: « Добрый день». Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь: Когда нас бранят за шалости, Говорим: «Пожалуйста». И во Франции, и в Дании На прощанье говорят: «До свидания».
Этимология этикетных слов русского языка ЗДРАВСТВУЙ – «здравия тебе желаю» ПРОЩАЙ - «сними с меня вину» БЛАГОДАРЮ – «благо дарю»СПАСИБО – «спаси Бог»ПОЖАЛУЙСТА – «пожалуй ста» (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь)
Вопрос о грамматической квалификации этикетных слов Морфологические и синтаксические особенности этикетных слов и выражений позволяют квалифицировать их как особый разряд междометий - этикетные междометия 3 точки зрения:1) этикетные слова и выражения – это отдельная группа междометий; 2) этикетные слова и выражения - это частицы; 3) этикетные слова и выражения не квалифицируются как части речи.
Исследования речевого этикета
Книги о соответствиях в речевом этикете
Опрос учащихся МОУ ОСОШ № 94 Учащиеся назвали от 4 до 25 формул речевого этикета.Сами опрошенные (65 %) употребляют гораздо меньше этикетных формул, чем знают: от 2 до16.53% участвовавших в опросе чаще слышат от других этикетные слова, чем говорят их сами.Наиболее частотными формулами этикета названы следующие: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».Менее употребительные этикетные слова: «благодарю», «будьте любезны», «мое почтение», «всего доброго», «извините».Большинство опрошенных (71 %) слышат грубые слова «часто», «частенько», «очень часто», «ежедневно», «постоянно!» 1) Какие формулы этикета вы знаете? Перечислите их как можно больше.2) Какие из названных формул этикета вы используете в своей речи?3) Как часто вы слышите этикетные слова от других?4) Часто ли вы говорите их сами?5) Как часто вы слышите грубые слова, которые нередко становятся причиной конфликта? В опросе приняли участие 17 человек.
Результаты опроса учащихся МОУ ОСОШ № 94 Как показали результаты опроса, знания учащихся МОУ ОСОШ № 94 о речевом этикете недостаточны, а это влияет на применение этих знаний и общий уровень культуры.
Употребление формул речевого этикета учащимися школы № 94 Как показывают наблюдения, некоторым учащимся следует обратить внимание на культуру речевого общения в школе. с учителямис другими работниками школыдруг с другом
В.Солоухин Слово о словах Им можно радости прибавитьИ радость людям отравить.Им можно лёд зимой расплавитьИ камень в крошку раздробить.Оно одарит иль ограбит,Пусть ненароком, пусть шутя.Подумай, как бы им не ранитьТого, кто слушает тебя. Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай ― не спеши.Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.Оно то жаворонком вьётся,То медью траурной поёт.Покуда слово сам не взвесишь,Не выпускай его в полёт.
Вывод Попытайтесь хотя бы неделю чаще говорить окружающим этикетные слова и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что вам стало проще находить общий язык с людьми, а проблем в общении стало значительно меньше. «Волшебство» речевого этикета в том, что он действительно открывает двери человеческих взаимоотношений. Друзья мои, внушайте людям веруИ чаще говорите: «Добрый день!»И следуйте хорошему примеру —Продляйте добрым словом жизнь людей!В. Боков В. Боков
1. Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета: Свыше 4 тыс. этикетных слов и выражений. - Астрель АСТ Транзиткнига, 2004.2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.3. Коренева А.В. Учимся благодарить // Русский язык в школе. № 4. -1993.4. Львова С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет. – Дрофа, 2010.5. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5. – 1998.6. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2008.7. Они Ирина. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – Лениздат, 1991.8. Родионова Н.И. Искусство быть другим // Русский язык в школе. № 1. - 1992.9. Середа Е.В. Этикетные междометия // Русский язык. № 15. – 2006.10.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1. – 1994.11.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5. – 1993. 12.Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. – М.: ИКАР, 2010.13.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. - ЛКИ, 2008. 14.Шанский. Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.15. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991. 16.Балабанова И.П. Этимология этикетных речевых формул русского языка//http://www.russiansociety.org/94/etimologiya-etiketnyih-rechevyih-formul-russkogo-yazyika/17.Опольская Л.А. Экология речи//http://2berega.spb.ru/user/DJEKI/&from=mpyesterda18. Поёт Радионяня (выпуск 8) Треклист: 1.Волшебные слова /В. Добрынин; авт.сл. М. Танич//http://www.tunnel.ru/view/post:54919
Использованы материалы и иллюстрации сайтов: http://www.bel.ru/news/culture/2004/12/04/12835.html http://2berega.spb.ru/user/DJEKI/&from=mpyesterdayhttp://www.google.ru/search?client=opera&rls=ru&q=%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%9E%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8http://my.mail.ru/apps/598614?ref=lmnuhttp://www.russiansociety.org/94/etimologiya-etiketnyih-rechevyih-formul-russkogo-yazyika/http://www.tunnel.ru/view/post:54919