Элементы здоровьесберегающих технологийв современной школе Презентация подготовленапсихологом, психотерапевтом Мараховой В.А. Химки, МАОУ Лицей 17
Умение расслабляться, так называемая релаксация, оказывает неоценимую помощь при снятии нервных перегрузок. Она помогает восстановить контроль над мыслями, получить долгожданный отдых, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы, способствует укреплению нервной системы, является хорошей профилактической мерой для предупреждения головных болей.
Упражнения для расслабления "Солнечный зайчик« (для младших школьников). Инструкция детям: солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике. На щечках, на подбородке (поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть) голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник, он любит ласкать тебя, а ты погладь его и подружись с ним. «Расслабляем тело» (для подростков и старших школьников). Сесть удобно (в позу кучера), закрыть глаза. Инструкция:– дышите глубоко и медленно;– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;– прочувствуйте это напряжение;– резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;– сделайте так несколько раз.В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
«Мытье головы»а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке, ото лба до затылка,от ушей к шее.б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. Презентация подготовленапсихологом, психотерапевтом Мараховой В.А. Химки, МАОУ Лицей 17
«Травинка на ветру» (младшие школьники).Ученик изображает всем телом травинку (сесть на стул или на пол, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх). «Концентрация на дыхании» (подростки и старшие школьники). Начните с обращения внимания на своё дыхание. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит, входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и вниз, внутрь и наружу по мере того, как вы дышите.С каждым вдохом направляйте ваше дыхание к различным частям вашего тела. Направляйте дыхание в ногу, в руку, и почувствуйте, как течет воздух при вдохе и выдохе.Теперь сознательно вдохните медленно и глубоко 10 раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен, я расслаблен».Теперь вы должны быть расслаблены. Для еще большего расслабления продолжайте выполнение упражнения или используйте другие упражнения на расслабление.
Упражнения, чтобы настроиться на работу «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание — «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. «Собираемся». Нагнуться вперед, расслабив корпус и опустив вперед свободные руки. Из такого «мягкого» положения постепенно «собираемся» и выпрямляемся: поясница встает на место (остальное еще расслаблено), грудная клетка, плечи, руки, шея, голова. Презентация подготовленапсихологом, психотерапевтом Мараховой В.А. Химки, МАОУ Лицей 17
Упражнения, позволяющие активизировать межполушарное воздействие «Кулак, ребро, ладонь». Кладем руки перед собой на стол. Начинаем работу с одной руки: сначала сжимаем ее в кулак, затем ставим на ребро, после – кладем ладонью на стол. Вторая рука при этом находится в состоянии покоя. Повторяем 20-30 сек. Продолжаем упражнение другой рукой в том же порядке.
«Фонарики». Исходное положение: две ладони лежащие на столе. Затем на одной руке пальцы сжимаются в кулачок, вторая ладонь остается без изменений. Потом ладони меняются. Так продолжать 20-30 сек, постепенно увеличивая темп. Презентация подготовленапсихологом, психотерапевтом Мараховой В.А. Химки, МАОУ Лицей 17