Педагогический проект «ВО ИМЯ ПОЗНАНИЯИ РАДОСТИ ТРУДА» Срок реализации 15.08.2010г-15.06.2011г Автор – Елена Викторовна Золотенко учитель начальных классов МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Мичуринск, 2011
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость труда, радость творчества». В.Сухомлинский «Трудные дети»
Программа трудового обучения и изобразительного искусства для детей с ОВЗ направлена на овладение элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ. Изготовление однотипных изделий благотворно влияют на коррекцию моторики, но не формируют способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира.Проанализировав программу, можно увидеть, что в обучении не стоит задача обогащения и развития опыта творческой деятельности, не происходит эстетическое развитие умственно отсталых школьников. А такая задача необходима.На уроках чтения и развития речи необходимо обращаться к живописным произведениям искусства и работам декоративно-прикладного творчества, так как сухое чтение, перечитывание, пересказ не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой, органичного восприятия окружающего мира.
Так возникла необходимость разработки проекта, который широко и многообразно представит мир искусства в трех видах: литературе, живописи, декоративно-прикладном творчестве.Существующая попредметная система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого обучающиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.Интеграция помогает школьникам с ОВЗ органично воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, умений, навыков, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени.
Теоретическая база включает: деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); системный подход в обучении (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников);основные положения и выводы современной теории развития познавательной активности(B.C. Данюшенков, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова);исследования по проблеме педагогической интеграции (Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов).
Цель: создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности. Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу; изучить состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.Выявить уровень познавательной активности обучающихся с ОВЗ.Разработать цикл интегрированных уроков, способствующих органичному и целостному восприятию миру.Определить комплекс методических приемов, технологий, средств обучения для активизации познавательного интереса и творческих способностей обучающихся.Привлечь обучающихся к активной внеурочной работе по предмету.Определить эффективность проекта.Обобщить и распространить опыт по теме проекта.
учет местного опыта учителей начальных классов;использование инновационных технологий;реализация межпредметного подхода, обеспечивающего целостную картину мира.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Участники проекта Руководитель – учитель начальных классовЕлена Викторовна Золотенко Рабочая группа – обучающиеся 3 класса МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», педагог-психолог,родители обучающихся.
Срок реализации проекта
В результате реализации проекта планируется на основе анализа литературы и опыта педагогов специальных учреждений VIII вида разработать комплекс методических приемов, технологий, средств обучения для активизации познавательного интереса и творческих способностей обучающихся.Будут созданы условия, способствующие органичному и целостному восприятию миру обучающимися.У детей будут сформированы познавательная активность и творческие способности.Опыт по теме проекта будет обобщен и распространен на заседании МО начальных классов и в сети Интернет.
Распространение опыта На заседании МО учителей начальных классов (протокол № 5 от 30.08.2011г.).На сайте школы http://michkorsch.68edu.ru/ На сайте Тамбов Вики http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk_mediawiki/index.php/ В сети творческих учителей (сообщество педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями).
Востребованность опыта
Информационные ресурсы Выготский Л.С., «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, хрестоматия/ Составили: Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова- М.:издательство ГНОМ и Д, 2001.Жидкина Т.С., Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с. Конышева Н.М., Человек разумный – человек умелый. Развивающее обучение на уроках труда // Начальная школа. – 2000 - № 1.Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1987.Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1969.Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004. Психологические исследования познавательных процессов личности. – М.: Наука. - 1983.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998.http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=458http://festival.1september.ru/articles/537644/http://www.tgl.net.ru/wiki/images