Скульптуры Джакометти
Альберто Джакометти (1901-1966) Джакометти, пожалуй, последний из великих модернистов, чью выставку еще не показывали в Москве. Творчество художника чрезвычайно популярно в наши дни, дорого стоит на аукционах - одного Джакометти, говорят, купил недавно Роман Абрамович. Его выставки проводятся почти каждый год в крупнейших музеях мира.
Альберто Джакометти (1901-1966) Скульптуры Джакометти похожи на ломкие, обгоревшие спички. Экстремально вытянутые фигуры шагают и стоят на массивных цоколях, истекая плотью. Тело оплывает свечой, соскальзывает с костяка, виснет лохмотьями на хребте бронзовой «Собаки», пенится у подножия бюстов Эли Лотара. Сам мир словно растекается по поверхности бытия акварельной краской: такова оптика художника, его видение реальности.
Альберто Джакометти (1901-1966) Свой уникальный стиль Джакометти нашел не сразу. Это сейчас, спустя полвека после его смерти мы, увидев тонкую бронзовую фигурку, устремленную ввысь, с характерной «пузырящейся», лавообразной поверхностью, моментально узнаем опус великого швейцарского скульптора. Без его работ не обходится ни один, мало-мальски приличный музей современного искусства. Залы, посвященные Джакометти, есть в музеях Копенгагена, Вены, Парижа и Нью-Йорка. Больше всего работ – конечно, в Цюрихе.
Альберто Джакометти (1901-1966) Однако в чем кроется феномен Джакометти? В чем заключается магия его скульптур? А в том, что эта магия есть, и ее излучение необычайно сильно, сомневаться не приходится: при непосредственном визуальном контакте бронзовая фигурка, буквально, «пробивает» биополе смотрящего, вступая с ним в непосредственный энергетический контакт. Скульптура движется, плывет на тебя; глаза смотрят, как на картинах старых мастеров, прямо в душу. Поверхность оживает, сочится, вибрирует, бликует; тонкие прямые линии рук и ног прокалывают пространство по энергетическим осям, как «духовная акупунктура».
Колесница, 1950 год
Эти длинные и тонкие, почти бесплотные скульптуры хорошо знакомы каждому. Жан-Поль Сартр в конце 1940-х годов даже провозгласил искусство Джакометти воплощением экзистенциализма. Мнения искусствоведов, писателей и философов прошлого века сошлись на том, что пластика Джакометти выразила трагическое одиночество современного человека, его болезненную утонченность, некоммуникабельность, а также призрачность материального мира, которая для Новейшего времени стала вполне привычной. Если отбросить изрядную долю психологии и эмоций — обязательную составляющую всякого приличного мифа о гении, то Джакометти предстанет перед благодарными потомками великим художником, занимавшимся проблемами внутри искусства, а не на его границах.
Нос. 1947
Экземпляр
Лежащая женщина спящая
Рука
Худеем правильно
Лес
Собака
Кошка
Паук
Три идущих человека
Падающий человек
Шагающий человек