«Правдивы» ли русские художники в своих картинах? (На примере женских образов)Выполнила: Иванова Ирина ученица 6 класса МОУ «СОШ №5» г. Калачинска
Цель: Выяснить, насколько приближен художник к реальной действительности, изображая русских женщин на своих картинах.
Ход работы Посетить музей, для того чтобы узнать историю женского русского народного костюма.Сопоставить женские образы, изображенные на картинах русских художников, с исторической действительностью. Сделать выводы.
Мои размышления Посетив музей истории искусств, я узнала, что о древней русской одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках-летописях, так называемых Житиях, т.е. небольших жанровых сценах, изображающих отдельные моменты из жизни святых, а также разного рода актах.
Мои размышления А из исторической литературы я узнала, что основой женского русского народного костюма X-XVI вв. является рубаха, доходившая до ступней, а также сарафан – безрукавная одежда, с проймами для рук.В XVIII в. дворянские жены и дочери сменили старинный русский костюм на французские и немецкие туалеты с глубоким декольте. Только крестьянские женщины продолжали носить традиционный русский костюм.
Ошибки художников На картине А.Венецианова «Жатва», женщина изображена в красном сарафане, а у крестьян «красный» - «красивый», т.е. праздничный. Как вы думаете, пошла бы женщина в своем единственном праздничном костюме на поле?А.Венецианов. Жатва. Лето. 1827г.
Ошибки художников На картине художника И.П.Аргунова я заметила неточность: рубаха женщины с открытым верхом, а крестьянки носили закрытую нательную одежду. Хотя, с другой стороны, эта женщина может быть не из крестьянства. И.П. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме 1784г.
Ошибки художников На картине Венецианова «Весна. На пашне» женщина одета в праздничный народный костюм – сарафан-летник и кокошник. Ее костюм не похож на подлинное одеяние крестьян. Это, скорее, одежда городской кормилицы.А Венецианов. Весна. На пашне. 1827г.
Когда же художник прав? Проанализировав эту картину, мы можем сказать, что на церемонии присутствуют только замужние женщины. На это указывают кокошники женщин и платки старух. Костюм невесты – сарафан, душегрея, повязка незамужней на голове, а поверх платок.М. Шибанов. Брачный договор. 1777г.
Художник прав Молодые незамужние женщины с лентой на голове в ярком красном сарафане – праздничной одежде. Женщины постарше – в головных уборах, сарафанах и душегреях, что соответствует историческим сведениям. А.КорзухинДевичник. 1889г.
Выводы Если подходить с точки зрения истории русского народного костюма, то на картинах русских художников А.Венецианова, И.П.Аргунова есть неточности.Но я думаю, что А.Венецианов, в фигурах крестьянок, видит символ пробуждающейся природы, плодородия, символ жизни.