РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
Сказка о музыкальных капельках Началась эта история тёплым сентябрьским утром, когда над планетой Разноцветной Музыки взошло солнце. Взглянуло оно на лес — ожили, распрямились деревья, расправили свои густые кроны. Коснулось тёплым лучиком луга — потянулись к солнцу красные, розовые, голубые цветы, зашептали росистые травы. Окинуло солнце взглядом речку — и засияла в небе цветная музыкальная радуга, будто волшебный мостик перекинулся с одного берега на другой. Проснулся ветерок и пробежал под разноцветным мостиком — отозвалась радуга нежным мелодичным звоном, каждый из семи цветов — на свой лад. Озорник разогнался и пробежал ещё быстрее — оторвались от радуги тысячи маленьких музыкальных капелек-звоночков и полетели в разные стороны, разнося по всей планете волшебные музыкальные звуки. Ласковый южный ветер подхватил часть звоночков и понёс в страну Песен. И полились чарующие мелодии, нежные напевы, шутливые частушки и величественные хоралы…
До чего же певучая речь в том крае! А какая выразительная: раздольная и сдержанная, весёлая и печальная… Шаловливый западный ветер закружил в стремительном вихре вереницу музыкальных капелек и опустил их прямо посреди страны Танцев. И зазвучали весёлые бубны, певучие скрипки, мелодичные свирели, громогласные трембиты, говорливые балалайки и звонкие кастаньеты… Строгий северный ветер унёс часть звоночков в страну Маршей, где звуки шли стройными рядами, отбивая чёткой дробью каждый музыкальный шаг… А одна певучая капелька залетела в эту книжку. Тут она и осталась петь свои волшебные звуки. Но услышать её может не каждый, а лишь тот, кто умеет слушать, думать и творить….
Кто в оркестре главный? Началось это однажды утром, когда в окно репетиционного зала заглянуло солнышко. Тёплый лучик соскользнул с подоконника и коснулся блестящего бока контрабаса. — Уф, — сказал контрабас, — как меня солнышко греет! Конечно, ведь я в оркестре главный: басы — всему основа! — Почему это вдруг? — проскрипел тромбон. — Я главнее. У меня голос самый громкий и пронзительный! Его все слышат! — А у меня — самый высокий! — оживилась флейта. — Может, я главная? — При чём тут высота? — возмутились скрипки. — Главное — тембр. Мы — самые певучие, самые мелодичные. К тому же нас много. Значит, мы и есть главные! И только старенькая потёртая партитура молчала. Уж она-то точно знала, кто в оркестре главный.
АЛЯБЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1787 – 1851)
БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837 – 1910)
БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887)
ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936)
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 – 1857)
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813 – 1869)
ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (1900 – 1955)
КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904 – 1987)
ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914)
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839 – 1881)
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891 – 1953)
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873 – 1943)
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 – 1908)
СВИРИДОВ Георгий Васильевич (1915 – 1998)
СКРЯБИН Александр Николаевич (1872 – 1915)
СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882 – 1971)
ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856 – 1915)
ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840 – 1893)
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906 – 1975)