Обучение анализу лирического произведения
мировоззрение художникаромантическая элегиярусские поэты – романтикипроникновенный лиризмсветлая печальгрустное томлениеизящество стиховсинтаксическая конструкцияискусный мастервзволнованный монологинтонационный рисуноктрадиции романтического искусства
Редеет облаков летучая гряда.Звезда печальная, вечерняя звезда,Твой луч осеребрил увядшие равнины,И дремлющий залив, и черных скал вершины.Люблю твой слабый свет в небесной вышине:Он думы разбудил, уснувшие во мне.Я помню твой восход, знакомое светило,Над мирною страной, где все для сердца мило,Где стройны тополы в долинах вознеслись,Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,И сладостно шумят полуденные волны.Там некогда в горах, сердечной думы полный,Над морем я влачил задумчивую лень,Когда на хижины сходила ночи тень -И дева юная во мгле тебя искалаИ именем своим подругам называла.
Я помню море пред грозою,Как я завидовал волнам,Бегущим бурной чередоюС любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнамиКоснуться милых ног устами!
Работа с лексикой МИРТ а, м. и МИРТА, -ы, ж. Южный вечнозеленый кустарник или дерево с белыми душистыми цветками.КИПАРИС, -а, м. Южное вечнозеленое хвойное дерево, преимущественно с пирамидальной кроной.ВЛАЧИТЬ, -чу, -чишь. Вести трудную (одинокую, жалкую) жизнь (высок.)ГРЯДА, -ы, -ам, ж. ряд небольших гор, цепь холмов, а также вереница облаков, волн.ПОЛУДЕННЫЙ. Южный (устар. высок.)
Романс Н.А. Римского-Корсакована текст А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»
План урока Наблюдение над синтаксическим строем произведения.Словарная работа.Выразительное чтение стихотворения.Творческая история стихотворения.Работа с лексикой.Содержание произведения.Романс Н.А. Римского-Корсакова.
Содержание произведения Как звучит начало произведения?Какие изобразительные средства использует автор?Какие чувства переполняют лирического героя?Как мир природы отражает чувства лирического героя?Каков синтаксический строй произведения?
План анализа произведения Выходные данные.Тема и идея.Композиция. Движение мысли и чувства в художественном тексте.Система художественных образов.Черты лирического героя.Жанровое своеобразие.Основные особенности поэтического языка.Ритм, интонация стихотворения.Личное восприятие.