История русского народного костюма Автор: Музипова С.Р.
Актуальность проблемы История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Цель проекта: изучить историю народного русского костюма, изготовить куклу в русском народном костюме. Задачи проекта: изучить историю возникновения русского народного костюма;собрать материал об особенностях русского народного костюма, цветовой гамме;изучить материал глазами художников, писателей о русском народном костюме;Функции русской народной одежды.
Осуществление проекта
Деятельность родителей-Помощь в подборке материала и иллюстраций на тему «История русского костюма»-Приобретение ткани для пошива русского народного костюма для кукол. Деятельность педагога Подбор материала для модульного курса «История русского костюма.
СарафанГлавной частью народного костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.
Лапти были самой распространённой летней обувью. Обувь Для зимних морозов опрактичны были валенки из плотно свалянной шерсти. Горожанки – модницы предпочитали тонкие кожаные сапожки.
Цвет – язык народа. Красный цвет- цвет огня, считалось, что он отпугивал нечистую силу. Красный - значит красивый. Красна девица, красны молодцы, весна- красна.Зеленый цвет символизировал растительный мир.Оранжевый назывался цветом солнечного света и тепла.Голубой цвет - символ воды и неба.Черный цвет символизировал землю вечный покой.
Одежда несла в себе несколько функций: -защищала от холода, от жары; - украшала человека, -обозначала его социальную принадлежность. - одежда являлась оберегом.
«Русский народный костюм» в произведения русских художников.Царевны одеты в нарядные телогреи с откидными рукавами, надевавшуюся поверх рубахи и сарафана. На картине Васнецова «Аленушка» одета в рубаху и пестрый сарафан.
В творчестве БилибинаДевушка одета в верхнюю одежду «корсетку» — женский крестьянский кафтан на сборках сзади. поверх сарафана надета «занавеска» — длинная одежда с рукавами, а шею украшают бусы. Аленушка одета в русскую вышитую красными нитями рубаху и синий сарафан, подпоясанный плетеным поясом. На голове Аленушки повязан белый платочек. Братец Иванушка в рубахе навыпуск и портах.
НЕМНОГО ИСТОРИИВся история костюма неразрывно связана с историей человечества. Начинается она с тех давних времен, когда человек догадался завернуться в звериную шкуру, чтобы согреться или укрыться от зноя и ветра. Шли века, человек изменялся, вместе с ним изменялась и одежда. Но не только природные и климатические условия послужили изобретению и развитию костюма со всеми его детальными аксессуарами.
Представление человека о красоте, об окружающем мире, его социальное положение - все выражалось и продолжает выражаться в одежде.Русские костюмы были очень красочными. Шили их из тканей различных оттенков красного (багряные, червленые), сине-голубого (лазоревые), иногда зеленого цвета. Все цветные ткани назывались крашенинами, В народе чаще всего шили одежды из льняных тканей с набивным узором и из пестряди — ткани из ниток разного цвета.
Интересной особенностью эстетического идеала на Руси была относительная общность взглядов на красоту и одежду в народе и у боярства. Как в народе, так и в высших кругах считались одинаково неприличными короткие одежды. Общность эстетического отношения к костюму в древней Руси в период монголо-татарского ига была, очевидно, обусловлена сплоченностью русского народа — условием сохранения своей самобытности. Этим же отчасти можно объяснить и привязанность к старым формам русских одежд в допетровской Руси старательное игнорирование западных мод. Хотя нельзя, конечно, утверждать, что в русский костюм совершенно не проникали иноземные влияния. В русском костюме были черты, характерные для европейского костюма эпохи раннего феодализма. Поддерживая торговые связи с различными странами, пережив монгольское иго, польское нашествие, Россия восприняла формы иноземной одежды - главным образом отдельные детали костюма
Выводы:Изучая литературу теме «Русский народный костюм», я сделала выводы: По костюму человека всегда можно было точно определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий — на это указывали форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки. Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.
Итоги проекта1.Создание презентации на тему «История русского костюма»2. Выставка детских работ по изобразительной деятельности, выпуск стенгазеты «История русского костюма».