Художественные объединения начала ХХ века История русской культуры
Художественная жизнь России рубежа веков Перелом веков в России – перелом в художественной культуреРубеж XIX - XX веков называют «серебряным веком». Название принадлежит Н.А.Бердяеву, который увидел в достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпохТворцы искусства жили ощущением недовольства «обыденной серостью» и жаждали открытий новых мировПроисходило переплетение традиционного и новаторского: наряду с реализмом рождалось новое искусство
Союз русских художников Для творчества основного ядра “Союза русских художников” (преимущественно пейзаж и бытовой жанр) характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративность живописной манеры, основанные на эффектах свето-воздушной среды, иногда тяготение к импрессионизму. “Союз русских художников” организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.
Николай Константинович Рерих Заморские гости
Гонец (восстал род на род) Город строят
Борис Михайлович Кустодиев купчихи
масленица
Импульс творчества – французский импрессионизм.Наиболее известное полотно –»Водоём» В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905)
«Голубая Роза» (1907 -1910) Название "Голубая роза" хорошо передавало главное устремление молодых художников – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте Последователи Борисова-Мусатова создали своё объединениеИх творческая установка – проникновение в тайны вечной гармонииОбъединяющее начало – декоративность, интерес к ВостокуСоздали тип картины-панно, картины-гобелена
Павел Варфоломеевич Кузнецов В степи
Мираж в степи Натюрморт с хрусталём
Мартирос Сергеевич Сарьян
«Бубновый валет» Происхождением своим название выставки и объединения обязано двум ассоциациям и построено на недвусмысленной игре слов: до 1917 года «бубновыми валетами» называли каторжников (в том числе, с определённого времени, немалой частью — политических) — тюремное одеяние их представляло собой длинную серую посконную робу-балахон, на спину которой нашивался чёрный ромб — что, как и всегда, должно было делать обладателя такого наряда «клеймлённым» и приметным; второй намёк, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргон, в соответствии с которым вальтовый (фр. valet — слуга, лакей) номинал в сочетании с бубновой мастью (фр. Carreau — квадратики) считался и звался — «мошенником», «плутом». Всё это и должно было вызывать у добропорядочных обывателей определённую реакцию: у кого — юмористическую, у других — невольного содрогания, у третьих — раздражение и ханжеское возмущение
Илья Иванович Машков Автопортрет с Петром Кончаловским
натюрморт город
Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма –см. стр.50 Материал для любознательных возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки. Характерны деформация и обобщение форм.
Аристарх Васильевич Лентулов
Колокольня Ивана Великого Москва
художники «Бубнового валета» разрешали проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной «вещности» натуры. В броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников выразился в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление «эпатировать буржуа», а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия
«Ослиный хвост» В 1912 от «Бубнового валета» группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов.), организовала выставку под названием «Ослиный хвост». В 1916 объединение распалось
Наталья Сергеевна Гончарова автопортретПродолжение
Натюрморт с фруктамивелосипедист
Михаил Федорович Ларионов автопортретОтдыхающий солдат
Эскиз костюма свахи к балетуКуст сирени
Над городомвлюблённые
свадьбаабстракция