Изображение фигуры человека в истории искусств
Человек- мера всех вещей.Протагор.
«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины.Большое количество «венер», найденных на территории Евразии, относится к «перигорскому» периоду. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции.
«Венера Лоссельская», называемая еще •Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер — 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция). Обнаружен в Лоссельской пещере, святилище эпохи Верхнего перигора. Заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным, для чего он располагает ягодицы по обеим сторонам живота. В то время как живот и ягодицы изображены детально, лицо лишено своих черт, и ноги едва обозначены.
Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ. Серо-зеленый шифер. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
Пир. Фрагмент росписи гробницы Рехмира в Фивах. XVIII династия. 15 в. до н. э.
Пир. Фрагмент росписи гробницы Джесеркарасенеба в Фивах. XVIII династия. 15 в. до н. э.
Миронсередина V в. до н.э.
Поликлет. Дорифор. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Неаполь. Национальный музей. Фотография сделана с бронзированного слепка в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
Кефисодот. Эйрена с Плутосом. Около 370 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Мюнхен. Глиптотека.
Лисипп. Геракл со львом. Вторая половина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная копия римского времени с утраченного бронзового оригинала. Ленинград. Эрмитаж.
Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. до н. э. Рим. Ватикан.
Статуя Августа с виллы Ливии в Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н. э. Рим.Ватикан.
Микеланджело Буонарроти1475-1564В 1501 во Флоренции Микеланджело взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него мраморной глыбы. В 1504 он закончил статую, поставленную перед городской ратушей - палаццо Веккиа. Мастер показал Давида юношей в полном расцвете сил, перед битвой, в момент высшего напряжения сил. В прекрасном и суровом лице Давида скульптор передал титаническую силу, непреклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, защитника народа.
РафаэльМадонна Дель Импанната (Мадонна с завесой) (ок. 1514)
Сикстинская Мадонна (1512-1514)
Валентин СеровДевушка, освещенная солнцем (1888), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мика Морозов (1901)
Девочка с персиками (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Домашнее задание: Написать мини-сочинение или эссе на тему «Красота – это…»Подобрать репродукции с изображением фигур людей различной пропорции, выполненных в различные исторические периоды.