Индуистский храм
Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами и Гималайскими предгорьями и южными территориями, прилегающими к побережью, обусловили формирование в различных частях Индии трех архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.
Архитектурные стилиХрамы классифицируют на три стиля: стиль Нагара(Nagara) или северный стиль; стиль Дравида(Dravida) или южный стиль; стиль Весара (Vesara) или гибридный стиль.
Нагара или северный стиль Стиль развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней типа улья завершающейся большим круглым подобным подушке элементом, названным амалака, а в просторечии "Барабан". План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня круглая.
Дравида или южный стиль С седьмого столетия южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся ярусов, узкого горла, и купола на вершине. Повторяющиеся горизонтальные ярусы визуально придают южным храмам приземистость.
Строение индуистского храма В своей основе тип индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-ого столетия нашей эры до нашего времени. Строительство храмов и на севере, и на юге было подчинено канону, описанному в религиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала.
Строение индуистского храма
Строение индуистского храма
Символика индуистского храма Храм - место, где реализуется связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.
Таким образом план храма очень символичен. Горизонтально: святилище – голова; гопурам - ноги божества; маленькое помещение перед святилищем - нос; антарала - шея; Вертикально: святилище - шея; шикхара- голова; иные элементы храма представляют другие органы.
Храм также представляет мифическую золотую гору Меру, описанную в Пуранах, как центральную точку Вселенной, вокруг которой крутятся все остальные миры. Прототип или тень или напротив проекция золотой горы - реальная гора Меру расположена в Гархвальских Гималаях и имеет высоту 6666, странно, не правда ли?
Индийская иконография – древнейшая наука и искусство. Изображения в индуистских храмах делятся на три группы в зависимости от основных деноминаций индуизма: Шиваитская (культ Шивы);Шактистская(культ Шакти);Вишнуитская(культ Вишну);
Изображения, в свою очередь, могут быть: акала (неподвижными); кала (подвижными).Иногда появляются изображения колкала(и подвижный, и неподвижный), то есть изображение,хранимое в гарбхаграхе,извлекается и помещается на храмовую колесницу.
Изображения могут быть в трех положениях: станака (стоящими); асана (сидящими); саяна(лежащими); Только изображения Вишну делают в лежащем положении.
Вывод Индуистский храм представляет мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной гопурам создает ощущение и символизирует великолепие внешнего мира. Бордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаются сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображениями богов и богинь, должны напомнить зрителям об истинной цели существования и большом культурном и религиозном наследии.