«Приемы формирования вычислительных навыков у учащихся 4-х классов»
Виды теоретических знаний об арифметических действиях, изучаемых в начальном курсе математики: Конкретный смысл арифметических действий (вместо определения арифметических действий);Связи результатов и компонентов арифметических действий;Свойства арифметических действий (законы арифметических действий и их следствия);Правила (дополнение к определению умножения);Правило порядка выполнения действий.
Формирование навыков письменного умножения и деления многозначных чисел на двузначное число случаи внетабличного умножения и деления: упражнения, раскрывающие связь умножения и деления: умножение круглых тысяч на однозначное число: деление с остатком: умножение и деление на круглые числа: устные приемы деления на двузначное число: частные случаи деления и умножения (на 1 и 0).
Основу умножения многозначного числа на двузначное составляет правило умножения числа на сумму (распределительный закон умножения). Учащимся сообщается, что 541 и 56 – множители, 3246 – неполное произведение, 2705 – второе неполное произведение, а 30296 – полное произведение.
Деление на двузначное число Пусть требуется разделить 570 на 62. Чтобы быстрее найти частное, округлим число 62 до 60. Делить на круглое число учащиеся умеют. Разделим 570 на 6·10, сначала делим 570 на 10, а потом 57 на 6. В частном получим 9, испытав цифру (устно) убедимся, что она верна.
В помощь учащимся дается алгоритм рассуждения: Выдели первое неполное делимое, определи количество цифр в частном.Найди первую цифру частного.Проверь первую пробную цифру частного.Выдели второе неполное делимое.Найди вторую пробную цифру частного.Проверь вторую пробную цифру частного и т.д.Помни!Деление проверяй умножением.Если остаток делится на делитель, то делителем надо взять большее число.
Рационализация вычислений Рационализация вычислительной программы. Рационализация за счет тождественного преобразования исходного выражения в новое, задающее другую программу вычислений Рационализация за счет возможности не выполнять некоторые арифметические действия в исходной вычислительной программе
Признаки рациональности программы вычислений без применения вычислительной техники возможность устного выполнения вычислений: меньшее количество действий, выполняемых письменно: меньшее количество действий в программе, если все действия выполняются письменно: меньшая сложность устных приемов вычислений: если один вычислительный прием включает в себя в качестве операции другой, то последний считается менее сложным:
Направление рационализации вычислительной программы Используются знания нескольких видов: связи результатов и компонентов арифметических действийконкретный смысл выполнения вычитания и деления над одинаковыми компонентамиправило умножения на нуль, случаи умножения и деления нуля.
Рационализация выполнения вычислений. Прием умножения четных чисел на 5 илиПрием умножения на 9 (и на 99, 999)Прием замены множителя разностью Прием замены второго множителя произведением.
спасибо за внимание!