Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)Василий Теркин
Василий Теркин «Василий Теркин» – это книга «про бойца». Её герой рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.
Первая глава Первое знакомство читателя с героем происходит «в начале главы» на привале, тогда Теркин – участник финской войны «из запаса», рядовой прибывает на фронт «(в строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне)». Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый опытный солдат, хороший рассказчик по определению товарищей по полку «свой».
Главная черта характера состоит в том, что он чувствует себя неотъемлемым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, лишь к массе людей.
И не раз в пути привычном,У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично,А частично истреблен…Но, однако,Жив вояка…
Вторая глава «Перед боем» Она раскрывает еще одну существенную черту героя – его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом для нас этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения. «Я ж, как более идейный, был как там бы политрук ,»– рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе.
Не взорвемся, так прорвемся,Будем живы – не помрем.Срок придет, назад вернемся,Что отдали – все вернем.
Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни («На привале», «Перед боем», «Переправа», и др.), что даёт ему возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
Так, шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы – рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с глубокими мыслями, с серьезными чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный чудо – человек», который выстоял и победил в одной из величайших войн.
«Читая «Василия Теркина» сначала и до конца, я видел прежде самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике» ,- так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он «не иной какой, не энский, безымянный корешок». В Теркине очень развито чувство национального самосознания. И именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом – участником I мировой войны (глава «Два солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей родины и ее воинским традициям.
Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней бывалый человек обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора. Лирическое и эпическое тесно переплетено в поэме Твардовского «Василий Теркин». Личность в понимании поэта – это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников.
Я счастлив тем, что я оттуда,Из той зимы, из той избы.И счастлив тем, что я не чудоОсобой, избранной судьбы.
Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувство юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, сложить печь, построить дом, починить часы, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
В литературе о войне трудно отыскать образ равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность «за Россию, за народ и за все не свете», но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
Оптимизм и нравственное здоровье Теркина – от сознанья правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями, соотечественниками. Это «Русский чудо – человек, национальный тип».