«Творение чисто русское» Интеллектуальная игра по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
1 тур «Один пошлее другого»Задание команде №1Этот герой: Убежден в том, что курить трубку здоровее, нежели нюхать табак (3б)Дома говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал…разве одному Богу известно (2б)Назван автором человеком «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (1б) (Манилов)Видел во сне, что его высекли; по мысли Чичикова, было бы хорошо, если б его «отодрали наяву» (3б)Имел странную страсть нагадить ближнему, иногда без всякой причины (2б)«Был в некотором отношении исторический человек, поскольку ни на одном собрании, где он был не обходилось без истории» (1б) (Ноздрев)
Задание команде №2Этот герой: По слухам, стал предводителем шайки разбойников, орудовавшей в рязанских лесах (3б)Во время военной кампании 1812 – 1814 годов лишился руки и ноги (2б)Отправился в столицу искать «монаршей милости,, но вместо оной был «выслан на казенный счет» в сопровождении фельдъегеря (1б) (капитан Копейкин)Стал причиной создания «двух противоположных партий: мужской и женской», а также похудания всех чиновников города (3б)«если поворотится и станет боком, то очень сдает на портрет Наполеона» (2б)«Был обладателем великой тайны нравиться» (1б) (Чичиков)
Задание команде №3Этот герой: Имел нрав такой собачий, что «не любил ни о ком хорошо отзываться» (3б)Главному герою произведения «показался весьма похожим на средней величины медведя» (2б)По словам Чичикова, «сделался то, что называется человек-кулак» (1б) (Собакевич)Имел обыкновение «спать не раздеваясь, так, как есть» (3б)Имел благородное побуждение к просвещению, то есть к чтению книг, однако содержанием оных не интересовался, его увлекал «процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит» (2б)Носил «всегда с собою какой-то особенный свой воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем» (1б) (Петрушка)
2 тур «Кушать подано!»Задание всем командам (3б) Блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточкамиМадера, лучше которой не пивал сам фельдмаршал, рябиновка, имевшая, по словам хозяина, совершенный вкус сливок, но в которой, к изумлению, слышна была сивушища во всей своей силеВатрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, бараний бок с кашей, кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками Чем угощали:1 команда: у Собакевича2 команда: у Коробочки3 команда: у Ноздрева
3 тур «Мой дом – моя крепость»Задание команде №1 Определить, какому персонажу принадлежат вещи, найти лишнюю (3б)«Бюро, выложенное перламутною мозаикой, которая местами выпала»; «люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожей на шелковый кокон»; «в углу комнаты на полу куча того, что погрубее и что недостойно держать на столах»; «горки выбитой из трубки золы» (жилище Плюшкина, лишнее – горки золы из кабинета Манилова)
Задание команде №2 «Картина с какими-то птицами»; «между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»; «книжка, заложенная закладкою на 14 странице» (дом Коробочки, лишнее –книжка принадлежит кабинету Манилова)
Задание команде №3 « Пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь»; стол, кресла, стулья- все было самого тяжелого и беспокойного свойства»; «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину»; « клетка, из которой глядел дрозд». (Дом Собакевича; лишнее звено- часы- из гостиной дома Плюшкина.)
4 тур «Жизнь до мелочей»Задание команде №1(3б) Чичиков только что приехал в губернский город и остановился в трактире. «Это , по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, много уважения со стороны трактирного слуги». О каком «достоинстве» идет речь?А)о фраке брусничного цветаБ)о толстом кошелькеВ)об умении сморкаться чрезвычайно громкоЧичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст, то это значит, что… Что это означает?А)это дистанции огромного размераБ)к ней есть верных 30В)транспорт туда не ходит
Задание команде №2(3б) « –Ну вот тебе постель готова, - сказала хозяйка. – Прощай, батюшка, желаю покойной ночи. Да не нужно ли что? Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь…Покойник без этого не засыпал». Что предложила Коробочка Чичикову?А)почитать сказку на ночьБ)почесать пяткиВ)спеть колыбельную«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь…» Какие слова просились на язык автора?А)черт побери!Б)черт знает что такое!В)ты не прав
Задание команде №3(3б) «Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в…В чем перегнали мы иностранцев?А)в умении обращаться друг с другомБ)умении делать деньгиВ)в употреблении спиртных напитковВспомним внешность Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано…» Чего же было в излишке во внешности Манилова?А)медуБ)сахаруВ)халвы
5 тур «Persona grata»Кто быстрее Угадайте, о каком персонаже идет речь(3б) Вы, конечно помните тот момент, когда отец привез вас в город, чтобы отдать в училище. Перед отъездом он дал вам серьезное наставление. В чем оно состояло?(3б) Чичиков, «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»
5 тур «Творческий»(10б) «Русь! Русь! Вижу тебя , из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе… Но какая-то непостижимая сила влечет к тебе? Что пророчит сей необъятный простор?... Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?,,, Русь, куда несешься ты, дай ответ. Не дает ответа».Представление командами своих лирических миниатюр, посвященных судьбе нашего отечества
Подведение итогов Презентацию составила Велиева Н. С. , учитель МОУ сош №6 г.Приволжска Ивановской области по материалам Харитоновой О. Н. Творение чисто русское. – Приложение к журналу «Литература в школе» №11-2008