Тест по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Урок литературы в 10лассе
В течение какого времени работал над романом «Война и мир» Л.Н.Толстой:А) середина и конец 60-х гг. XIXв;Б) 70-е гг. XIXв;В) 80-е гг. XIXв.?
2) Что представляет собой с точки зрения особенностей общественного развития эпоха 60-х годов XIXв в России?А) период большого общественного напряжения, связанный с борьбой, развернувшейся вокруг крестьянского вопроса;Б) время общественного подъёма, время большого интереса к проблемам социальным, политическим, историческим;В) эпоха дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы; эпоха развития капиталистических отношений в России?
3) В чём состоял первоначальный замысел романа «Война и мир»: А) Толстой задумал столкнуть две эпохи: эпоху первого революционного движения в России – эпоху декабризма и 60-е годы – эпоху революционных демократов;Б) написать роман о декабристе, «возвращающемся из Сибири в 1856 году»?
4) Как назывался первоначально роман, задуманный Л.Н.Толстым:А) «Декабрист»Б) «Три поры»В) как-то ещё?
5) Был ли осуществлён первоначальный замысел – написать роман о декабристе:А) да;Б) нет?
6) Почему не осуществился первоначальный замысел романа (ненужное вычеркните):А) по мере работы Л.Н.толстой всё более углублялся в историю, почувствовал необходимость обратиться к событиям 1825 года, чтобы объяснить судьбу героя;Б) говорить о событиях 1825 года, о восстании декабристов невозможно, не коснувшись Отечественной войны 1812года, которая всколыхнула всю страну;В) Толстой понял, что главное внимание в романе нужно уделить именно событиям 1812 года, когда зарождались идеи декабризма;Г) обратившись к событиям 1812 года, «эпохе главной для России», Толстой почувствовал «застенчивость» (мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и срама»);Д) Толстому было так интересно работать над историческим материалом, он так увлёкся событиями прошлого, что забыл о первоначальном замысле?
7) Хронологические рамки эпохи, отражённой в четырёх томах «Войны и мира», - это:А) период с 1805 по 1820 г;Б) период войны 1812 года;В) период с 1812 по 1825г.
8) Как можно определить жанр романа «Война и мир»:А) роман-эпопея;Б) социально-историческая, героическая эпопея;В) исторический роман;Г) социально-бытовой, психологический роман?
9) Как вы понимаете название, данное роману Л.Н.Толстым?А) мир – отсутствие войны;Б) мир – Вселенная, Земля;В) мир - человеческое общество, коллектив, причём коллектив народный;Г) мир – внутренний мир человека, гармония окружающей среды и души человека?
10) «Наполеоновское начало» - это безнравственность. В ком из героев романа, независимо от того, воюют ли они «за» или «против» Наполеона, воплотилось оно?А) Курагины;Б) Андрей Болконский;В) Друбецкие;Г) Берг;Д) Пьер Безухов.
11) Какое «начало» мы можем назвать «народным», противопоставленным бесчеловечности и антинародности:А) кутузовское;Б) наполеоновское.
12) Почему мы говорим, что тема войны – важнейшая тема в романе? Отметьте то, что кажется вам важным в раскрытии этой темы, знаком (+), а то, с чем вы не согласны, знаком (-):А) тема войны неразрывно связана с темой народа;Б) с событиями истории переплелись судьбы всех героев романа и так или иначе раскрылись;В) Толстой хотел показать, что подобные великие героические взлёты в истории народов обнажают в людях самое их существо – хорошее или плохое;Г) во время войны раскрываются возможности народа, нации;Д) в романе множество эпизодов, в которых звучит страстное осуждение войны, мечта о жизни человечества без войн;Е) военная карьера – одно из немногих занятий в жизни, где может себя проявить настоящий мужчина;Ж) дорога войны – это дорога воинской славы, дорога сильных духом.
13) О какой войне, по-вашему, идёт речь: «не надо было драться» «эта война не была нужна. Не было понимания войны. Не было и подъёма, того боевого духа, которые необходимы для победы.А) о кампании 1805-1807 ггБ) о сражении под СмоленскомВ) о Бородинской битве?
14) Кто определил, по мнению Толстого, исход войны 1812 года?А) император АлександрБ) новый главнокомандующий Кутузов;В) народ
15) Укажите, кому из участников Бородинского сражения принадлежит это важное определение: «…Он понял ту скрытую, как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти»:А) Андрею БолконскомуБ) Пьеру БезуховуВ) Кутузову
16) Среди множества героев партизанской войны более крупно дан образ человека, являющегося полной противоположностью Платону Каратаеву. Он – воплощённая активность. Ещё до вступления в партизанский отряд он сам бил французов, по собственному почину. Вооружён он был пикой и топором, «которыми владел, как волк зубами». О ком идёт речь:А) о капитане ТимохинеБ) о ТушинеВ) о Тихоне Щербатом?
17) Кого из героев «Войны и мира» можно назвать истинными патриотами, а кого – лжепатриотами:А) КурагиныхБ) Николая РостоваВ) семью БолконскихГ) Пьера БезуховаД) ДрубецкихЕ) КарагиныхЖ) Наташу РостовуЗ) Петю РостоваИ) ДенисоваК) Тимохина
18) Дворяне – класс очень неоднородный, противоречивый. Сложно относился к нему и Толстой. К кому из героев «Войны и мира» Толстой относится с глубоким уважением и любовью, а к кому – с презрением и иронией:А) к РостовымБ) к ДрубецкимВ) к А.П.ШерерГ) к БолконскимД) к КурагинымЕ) к АхросимовойЖ) к представителям царской администрации?
19) Вспомните размышления князя Андрея о Кутузове. В чём видит князь Андрей главное достоинство Кутузова-полководца? Что подчёркивает он в его манере руководить событиями:А) мудростьБ) талантВ) фатализм
20) Кому из героев принадлежат слова, объясняющие причину назначения главнокомандующим Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, ей нужен свой, родной человек»:А) Денисову;Б) Бенигсену;В) Андрею Болконскому.
21) Кто из героев романа «Война и мир» наиболее близок Толстому по своему внутреннему миру:А) старый граф Ростов;Б) старый князь Болконский;В) Пьер Безухов;Г) Андрей Болконский.
22) Определите, о ком идёт речь: «Он искал этого (смысла жизни) в филантропии, масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путём мысли, и все эти попытки – все обманули его» Найти смысл жизни ему помогает простой солдат – крестьянин Платон Каратаев:А) об Андрее Болконском;Б) О Денисове;В) Об Анатоле Курагине;Г) о Пьере Безухове.
23) Что, по вашему, объединяет любимых героев Толстого – Андрея Болконского и Пьера Безухова:А) стремление сделать карьеру, занять высокое место в иерархии власти;Б) поиски смысла жизни;В) благородство, порядочность;Г) неудовлетворённость тем образом жизни, который им приходилось вести;Д) непрактичность, романтизм?
24) Где мы впервые знакомимся с Андреем Болконским и Пьером Безуховым:А) в загородном имении Болконских;Б) в московском доме Ростовых;В) В Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер?
25) Определите, кому принадлежат высказывания:Ι) Умереть – значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.ΙΙ) Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, а я понимаю только потому, что люблю…ΙΙΙ) Надо, чтобы для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе.А) Долохову;Б) Денисову;В) Андрею Болконскому;Г) Николаю Ростову.
26) В чём видел Пьер Безухов главную цель своей жизни:А) служить людям;Б) освободить крестьян от крепостной зависимости;В) покарать поработителя наполеона, спасти человечество от угнетения;Г) цель жизни в самой жизни: «пока есть жизнь, есть и счастье»?
27) С чем связан последний и самый значительный (в плане поиска смысла жизни) этап в жизни Андрея Болконского:А) с грозными событиями 1812 года, желанием бороться против захватчиков;Б) с обращением к идее всепрощающей любви;В) с новыми честолюбивыми мечтами о славе?
28) С какого момента начинается в изображении Л.Н.Толстого народный этап войны:А) со вступления французов на территорию России;Б) с появления в армии главнокомандующего Кутузова;В) со сражения под Смоленском?
29) О ком из героев романа идёт речь:Он не хотел быть ни гусаром, ни Георгиевским кавалером, как дядя Николай;Он хотел быть учёным, умным , добрым, как Пьер. а) о сыне князя Андрея – Николеньке; б) о Пете Ростове?
30) Логический результат всех тех исканий, которыми заполнена жизнь лучших представителей передового дворянства, в том числе Пьера Безухова, - это:А) семейное счастье, любовь и понимание близких;Б) участие в одном из тайных обществ декабристов;В) государственная служба
АББАБДАА,бА,в,гА,в,гАПо выборуАВб 16) В17) Истинные патриоты: б,в,г,ж,з,и,к; 18) Любовь и уважение: а,г,е;19) а,в20) В21) в,г22) Г23) б,в,г24) В25) В26) а,г27) а,б28) В29) А30) а,б
Литература Еськова Л.М., Максимович Т.И. Тесты по русскому языку и литературе, составленные на основе произведений школьной программы. В 2-х ч. Ч.2.-М.: Поматур, 1999г