Подготовка к сочинению по поэме "Мцыри".Тема сочинения: "Трагическая судьба Мцыри".
1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника;2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний.3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня.4. Почему Мцыри не достиг Родины?5. Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
Что говорит Мцыри о месте, где он вырос?(цитаты из текста)«Я вырос в сумрачных стенах»;«На мне печать свою тюрьма оставила…»;Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных». К чему стремиться Мцыри?(цитаты из текста)«Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе»;Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы».
Бескрайняя любовь к , стремление к и героический протест против .
Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.
Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. 1. Вступление (1 глава).2. Жизнь Мцыри (2 глава).3. Исповедь Мцыри (с 3 по 26 главы):жизнь Мцыри в монастыре;рассказ о трех днях свободы;смерть Мцыри, его завещание.
1. Вступление.«Мцыри» - романтическая поэма.2. Основная часть.Мцыри живет в «земле чужой» и рвется на родину;герой чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле;он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолеть опасности.3. Заключение. Мцыри обречён на одиночество среди “чужих”.Судьба героя трагична. Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему — прекрасному, родному — миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”)
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
вид Крестовой горы
Эпитеты пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв
снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок», её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.
Метафоры «Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...» «Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой».«И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..», «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...»«Бой закипел».«Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит». «Судьба... смеялась надо мной!»«Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил».
«Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил».«Смутный гул в долине с ветром пробежал....», «Я тайный замысел ласкал...». «...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...». «Казалось, звон тот выходил из сердца». «...палил меня огонь безжалостного дня», «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном».«...моя в огне...(рука)Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей;Но ныне пищи нет ему,И он прожёг свою тюрьму…»
Олицетворения «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры».«Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...». «Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...»
«Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв».«И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста». С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.
Сравнения «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник», «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал».«Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!», «в снегах, горящих, как алмаз», «как узор, на ней зубцы далёких гор».«дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон», «он застонал, как человек».
«Сплетясь, как пара змей» «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей», «я был чужой для них навек, как зверь степной» – шакал «кричал и плакал, как дитя», «он застонал, как человек».«Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рождёнВ семействе барсов и волков...»«В груди моей родился тот ужасный крик,Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!»«Он встретил смерть лицом к лицу,Как в битве следует бойцу!»
В этих сравнениях выражается сила страсти,энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсомОборачивается сознанием высокой ценностиборьбы, мужества. С помощью сравнений онапоказана как схватка диких природных сил. А вприроде естественно устанавливаютсясправедливые законы.
У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Темы сочинений: Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова.Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения?Почему Мцыри не нашел пути на Родину?