Презентация на тему: М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Презентация на тему: М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»




Слайд 1
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения,

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.


Слайд 2
Эпиграф урока Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную

Эпиграф урока Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»


Слайд 3
История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого

История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. за это время поэт несколько раз обращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании. Герой-монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осуждённый на смерть.В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша».


Слайд 4
Поэма «Мцыри» написана в 1839 году «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно

Поэма «Мцыри» написана в 1839 году «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря.


Слайд 5
Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает

Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю.Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова


Слайд 6
Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребё

Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию».


Слайд 7
На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, зн

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. П. А. Висковатов пишет (1891):«Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.


Слайд 8


Слайд 9
Вид Пятигорска. Акварель М.Ю. Лермонтова

Вид Пятигорска. Акварель М.Ю. Лермонтова


Слайд 10
М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскраше

М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838


Слайд 11
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе» М.Ю. Лермонтов. 1832 год.


Слайд 12
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,Я посвящаю снова стих небрежный…Ещё ребёнком ро

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,Я посвящаю снова стих небрежный…Ещё ребёнком робкими шагамиВзбирался я на гордые скалы,Увитые туманными чалмами,Как головы поклонников алы.Там ветер машет вольными крылами,Там ночевать слетаются орлы;Я в гости к ним летал мечтой послушной…


Слайд 13
…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцы

…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г. Белинский Я знал одной лишь думы власть,Одну – но пламенную страсть:Она, как червь, во мне жилаИзгрызла душу и сожгла.Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв… М.Ю. Лермонтов «Мцыри»


Слайд 14
Образ в литературе – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих

Образ в литературе – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.«…И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» И. Андронников


Слайд 15
Исповедь Мцыри

Исповедь Мцыри


Слайд 16
Тема и идея произведения Эпиграф к поэме («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умира

Тема и идея произведения Эпиграф к поэме («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю») взят из библейской легенды об израильском царе Сауле его сыне Ионафане, юноша «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец.Первый эпиграф «Родина бывает одна» (французское изречение).Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)? -Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?


Слайд 17
Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час.Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре,Вы ниц лежали на земле,Я убежал.


Слайд 18
Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключени

Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.


Слайд 19
Сюжет и композиция поэмы. Что видел Мцыри на свободе?-Что делал он, вырвавшись и

Сюжет и композиция поэмы. Что видел Мцыри на свободе?-Что делал он, вырвавшись из монастыря?-Что узнал о себе герой за три блаженных дня?-Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?


Слайд 20
ТестЭпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из а) древнерусских летописей; б) Библи

ТестЭпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из а) древнерусских летописей; б) Библии; в) былин; г) стихотворения Горация2. В чем заключается смысл эпиграфа?а) восстание против судьбы, против Бога; б) раскаяние, смирение; в) защита права человека на свободу


Слайд 21
6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным? а) побег из монастыря; б) в

6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным? а) побег из монастыря; б) встреча с грузинкой; в) бой с барсом; г) гибель Мцыри7. В исповеди Мцыри звучит а) негодование; б) смирение, покаяние; в) утверждение своей правоты; г) отказ от бесплодной борьбы8. В чём заключается основная идея произведения? а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения; б) тоска по воле; в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти; г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.


Слайд 22
Выводы Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исп

Выводы Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.Сюжет поэмы составляет не внешние факторы жизни Мцыри, а его переживания.Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятия.Названы особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на


Слайд 23
Домашнее задание Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты

Домашнее задание Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника.»Ответить на вопросы:Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?Почему погиб Мцыри?


Скачать бесплатно презентацию М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Видеоуроки. 1 класс
МАТЕМАТИКА
Видеоуроки. 1 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 3 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ МАТЕМАТИКА МАТЕМАТИКА
Видеоуроки. 5 клаcc
МАТЕМАТИКА
Видеоуроки. 6 класс
АЛГЕБРА
Видеоуроки. 7 класс
АЛГЕБРА
Видеоуроки. 8 класс
АЛГЕБРА
Видеоуроки. 9 класс
АЛГЕБРА
Видеоуроки. 10 класс
ГЕОМЕТРИЯ
Видеоуроки. 7-9 классы
ГЕОМЕТРИЯ
Видеоуроки. 10-11 классы
СТЕРЕОМЕТРИЯ
Задачи. 10-11 классы
РУССКИЙ ЯЗЫК
И ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Видеоуроки. 5-9 классы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 5 класс РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 9 класс ФИЗИКА ФИЗИКА
Видеоуроки. 7 класс
ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ
Видеоуроки. 6 класс
ИСТОРИЯ
Видеоуроки. 8 класс
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Видеоуроки. 9 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ Видеоуроки. 9 класс БИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ
Видеоуроки. 5 класс
БИОЛОГИЯ
Видеоуроки. 6 класс
БИОЛОГИЯ
Видеоуроки. 7 класс
БИОЛОГИЯ
Компьютерные тесты.
5-9 классы
ИНФОРМАТИКА ИНФОРМАТИКА
Видеоуроки. 5 класс
ИНФОРМАТИКА
Язык PASCAL
ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИЯ
Видеоуроки. 6 класс
Презентации по предмету