Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И. БунинТема учебного проекта:Споры об авторстве романа «Тихий Дон»Творческое название: В судьбе оставленные шрамы
Основополагающий вопросКто истинный автор романа «Тихий Дон»? Учебный предмет: литература Участники: учащиеся 11 классов
Пояснительная записка Актуальность данной темы обусловлена тем, что споры об авторстве «самой великой книги ХХ века» продолжаются до сих пор.Проект способствует углублению знаний учащихся о личности М. А. Шолохова, его таланте и мастерстве, а также дает представление о полемике вокруг авторства романа « Тихий Дон».У детей формируются умения и навыки в работе с документами, письмами, текстом, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.Самостоятельные исследования учащихся включают следующие этапы:- работу с монографией, документами; - сопоставительный анализ текстов произведений М. А. Шолохова и Ф. Д. Крюкова;- исследование фактов биографий двух авторов;- результаты социологического опроса учащихся 11 класса.Практические занятия и исследовательская работа в группах помогут ученикам ответить на основной вопрос: « Кто истинный автор романа «Тихий Дон»?
Дидактическая цель Восполнить информационный вакуум у учащихся по поводу авторства романа. « Тихий Дон» с целью правильной ориентации в творчестве классика русской литературы в целомМетодические задачирасширить представление учащихся о проблемах, возникших вокруг авторства романа; совершенствовать методику работы с различными источниками (тексты, документы, письма, публицистика) с целью аргументации собственной точки зрения,сформировать навыки лингвистического анализа текста;развить умения исследовательской самостоятельной работы в группах с целью реализации коммуникативной компетенции учащихся
Проблемы самостоятельных исследований учащихся Загадки романа « Тихий Дон»Версии о предполагаемом авторстве романа«Рукописи не горят» Соотношение реалий действительности, отображенных в романе, с жизненной биографией М. А. Шолохова Характерные особенности стиля М. Шолохова и манера письма Ф. Крюкова
УМПК Результаты исследований учащихся Презентация учащихсяИнформационный буклетМатериалы к проектуДидактические материалыВеб – сайтКритерии оценивания работ учащихся
Этапы и сроки проведения «Мозговой штурм» ( формирование тем исследований учеников) – 3 урок, 15 минут.Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 2 урок, 10 минут.Выбор творческого названия проекта ( совместно с учащимися), обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе –2 урок,20 минутОбсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 4 урок, 10 минут.
Этапы и сроки проведения Самостоятельная работа групп по выполнению заданий, самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе - 3 урок Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе, защита полученных результатов и выводов – 4 урок
Информационные ресурсы В.А. Чалмаев «М.А. Шолохов в жизни и творчестве» Москва «Русское слово», 2004М.Шолохов в школе. Книга для учителя. Москва «Дрофа», 2001 Автор – составитель М.А. НянковскийФ.Г. Бирюков «Художественное открытие М. Шолохова» Москва, 1980«Загадки и тайны «Тихого Дона» Самара, 1996Л.Е. Колодный «Кто написал «Тихий Дон» Москва, 1995http://www.philol.msu.ru/~lex/td/?pid=012182&oid=043