Объектом исследования является поэзия Р.Гамзатова в контексте развития родной и русской литературы. Объектом исследования является поэзия Р.Гамзатова в контексте развития родной и русской литературы. Предметом исследования являются межлитературные связи гамзатовской и пушкинской поэзии (на примере стихотворений «Памятник» Р.Гамзатова и А.Пушкина).
В доме отца Расула Гамзатова Гамзата Цадасы издавна существовал культ Пушкина: основоположник новой аварской литературы с большой любовью и мастерством переводил на родной язык. Свое отношение к Пушкину он выразил в стихах, посвященных его памяти: В доме отца Расула Гамзатова Гамзата Цадасы издавна существовал культ Пушкина: основоположник новой аварской литературы с большой любовью и мастерством переводил на родной язык. Свое отношение к Пушкину он выразил в стихах, посвященных его памяти: Я слово правды не нарушу, Когда скажу тебе, поэт: Как в очи входит солнца свет, Твой чистый голос входит в душу. Как мне отрадно, что аварец Твоим пленяется стихам, Джигит находит мудрость в нем, И юность обретает старец.
Р.Гамзатов еще в студенческие годы нашел достойного учителя в лице Пушкина и с большой пользой брал у него уроки поэтического мастерства и мудрости. Этим Р.Гамзатов был обязан своим товарищам и учителям по Литературному институту. Р.Гамзатов еще в студенческие годы нашел достойного учителя в лице Пушкина и с большой пользой брал у него уроки поэтического мастерства и мудрости. Этим Р.Гамзатов был обязан своим товарищам и учителям по Литературному институту. Время, проведенное Р.Гамзатовым в Литературном институте, - это своеобразные «лицейские годы» поэта. Именно тогда он познал значение и силу русской литературы, благодаря которой перед ним открылся до того неведомый большой мир.
Органичное осмысление русской литературыи национальных традиций. Органичное осмысление русской литературыи национальных традиций. Важно отметить органичность осмысления поэтом творческого опыта русской литературы с собственными традициями. Как пишет Г.Б.Мусаханова в статье «Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова»: «...пушкинская традиция получает созвучие в гамзатовском восприятии философии бессмертия жизни, пронизанном моралью личности современника».
Особенности композиции: Особенности композиции: «Памятник» Пушкина состоит из пяти строф, близких к державинским по форме и размеру. Р.Гамзатов сделал отступление: его «Памятник» состоит из десяти строф.
Первая строфа Пушкина Первая строфа Пушкина подчёркивает народность своего творчества. Это видно из строчек: «…К нему не зарастет народная тропа». В то же время его «Памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа». В первой строфе Р.Гамзатова звучит мысль о том, что его поэзия, созданная из песен - «невысокий камень на плато»: Я памятник себе воздвиг из песен – Он не высок тот камень на плато. Поэт не претендует на всеобщую мировую известность – он уверен в любви своего горского народа: Но если горный край мой не исчезнет, То не разрушит памятник никто.
Третьи строфы Пушкина и Гамзатова идейно близки: Третьи строфы Пушкина и Гамзатова идейно близки: историческое бессмертие и пророческое предсказание будущей широкой известности своей поэзии среди всех народов России: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык… Третья строфа осетинского поэта: народная память о нем долго не угаснет, и в его честь будут «нарекать младенцев», тем самым не прервется народная любовь к поэзии Р.Гамзатова: Поддерживать огонь мой не устанут, И в честь мою еще немало лет Младенцев нарекать горянки станут В надежде, что появится поэт.
В четвертой строфе «Памятника» Пушкина содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества: высокая человечность творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); борьба за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»); защита декабристов («и милость к падшим призывал»).
Основная мысль стихотворения Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Основная мысль стихотворения Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией великого русского поэта, Гамзатов в своем произведении раскрывает собственное понимание народных традиций и обычаев.
Пушкинские традиции получили в творчестве Расула Гамзатова развитие. Существенное значение имела его переводческая деятельность. Благодаря кропотливой работе над переводом произведений Пушкина, он постигает «секреты» художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл жизни. Пушкинские традиции получили в творчестве Расула Гамзатова развитие. Существенное значение имела его переводческая деятельность. Благодаря кропотливой работе над переводом произведений Пушкина, он постигает «секреты» художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл жизни.
1.Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235. 1.Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235. 2.Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.128. 3.Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35. 4.Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. 5.Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России. //Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985. с.97.