МОУ «Гимназия №1» Социальное проектирование как фактор формирования активной жизненной позиции обучающихся ПЕДСОВЕТ 2011г.
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины» В.А.Сухомлинский.«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова»Н.Г.Чернышевский
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
История вопроса Дальтон-план (Хелен Паркерхерст) – сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.Метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик ) – способ определения проблемы и её решения детьми, применение интегрированных знаний на практике.
Проектирование в РоссииС.Т.Шацкий В.Н. Сорока-РосинскийА.С.Макаренко
Современное переосмысление проектирования предполагает:связь с жизнью;развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;развитие умения адаптироваться к действительности;умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Социальное проектирование особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение;технология социального воспитания учащихся
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;графического изображения (чертежей, схем и т.д.);числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Виды социальных проектов
Цель социального проектирования- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;- включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Задачи повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальную мобильность и т.д.;закреплять навыки командной работы;
Объекты Явления Отношения Институты Среда
Технология разработки социального проекта
Шаги разработки социального проектаИзучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.Определение целей и задач социального проблема Изучение реальных возможностей своей проектной группы Составление детального плана работы. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
Формулировка проблемыЧто делать?
От проблемы к цели
Удачная постановка цели:Направлена на решение проблемыОписывает планируемое изменениеДопускает измерения результатаЛокализована в пространствеКонечна во времениРеалистична!!!
Задачи проектаЗадачи – этапы проектаЗадачи – имеют начало и окончаниеЗадачи – связаны друг с другомЗадачи – требуют людейЗадачи – требуют ресурсовЗадачи – контролируемы
Шаги разработкиОпределение необходимых ресурсов и источников их финансирования.Составления бюджета проекта.Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Шаги реализацииСоставление деловых предложений по разработанному проекту.Поиск делового партнера для реализации проекта.Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.Получение необходимых ресурсов Контроль и оценка выполнения плана. Корректировка реализации проекта.
Подведение итоговАнализ результатов работы по проекту Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Основные требования к проектуОграниченность Целостность Последовательность и связность Объективность и обоснованность Компетентность Жизнеспособность
Требования к оформлению проектаПроект отпечатан, аккуратно оформлен Титульная страница Оглавление Источник Глава с новой страницы, абзацыне более 10 страниц текста – описания проекта. Форма доступной и интересной
Ожидаемые результаты.социальная активность учащихся готовность органов местного самоуправления к сотрудничествуизменение социальной ситуации изменения в сознании детей приобретение навыков коллективной работы изменение общественного мнения
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:• нравственного примера педагога;• социально-педагогического партнёрства;• индивидуально-личностного развития;• интегрирования программ духовно-нравственного воспитания.
«Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы».
Волны гаснут быстро, но именно они формируютобраз моря и создают иллюзию движения.В культуре волны называют проектами,то есть брошенными вперёд.Проекты возвышаются над поверхностьюкультурного моря и потому заметны каждому.Более того, они и придумываются для того,чтобы привлечь внимание, заявить о себе. Дукельский В.Ю.
Педсовет 2011 Спасибо за работу!