МОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 1» Символы в романе Ф.М. Достоевского"Преступление и наказание" Выполнила: Алексеева Л., ученица 11 классаРуководитель: Алексеева В.В., учитель литературы
Тема: Символы в романе «Преступление и наказание»Цель: рассмотреть символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского Задачи: 1.разобраться в «лаборатории символов»;2. проанализировать и выделить роль символов по их значению; 3. проследить, как значения символов соответствуют развитию сюжета и изменению состояния героя. Гипотеза: доказать, что символы в произведении служат для утверждения мысли Достоевского о том, что «Основная мысль всего искусства … мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества». Актуальность: это на данном этапе остро современная книга, показавшая всеобщий идейный и социальный раскол, страшное падение личности и нравственности в пореформенном русском обществе, каким оно было во времена Достоевского и каким оно является сейчас.
часы отца Старые серебряные часы.. на обратной стороне был изображен глобус губительные фамилия Слово “Раскольников” и нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. топор Но как только он опустил топор… родилась в нем сила
«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир». : «Я поздно…Одиннадцать часов есть?» числовые В трёх шагах стреляет Дуня. «Вот три пятипроцентные билета» Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания. Он вошёл в эту комнату (четвёртую по порядку) «Старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»Сам роман семичленен (6 частей и эпилог)Первые две части состоят из семи глав каждая.
Стояла укладка, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки". цветовые жолтый зеленый ... "Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках..." На ней был ее..бурнус и зеленый платок
город порог угол «я тогда к себе в угол забился» пространственные
Петербург - символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения. Униженныеи Город – чудовище.Город – дворец. Город –трущоба.Город – сказка. оскорбленные
Петербург – город контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность.Петербург великолепных дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.Город замкнут, чудовищно болен, больны его обитатели.Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
Угол России город Переступил через порог «я тогда к себе в угол забился» Каморка походила на шкаф комната-шкаф
город угол пространственные порог комната-шкаф
Лестница была темная, узенькая, крутая, сырая, грязная и вся в помоях. Опять тот же сор, те же скорлупы, опять те же кухни, из которых несет чад и вонь.На всех поворотах нагромождена была бездна всякого жилищного хлама. Так что чужой, попавши на эту лестницу, принуждаем был по ней с полчаса путешествовать, рискуя сломать себе ноги…
Он сам попросил Евангелие у ней незадолго до болезни "Прими, батюшка, ради Христа". Кипарисный, т .е.простонародный – это мой; у меня медный – это Лизаветин
«Я за своими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток посылала» «Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! И точно, я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь, - покажи-ка? «Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть», Надеть как символ покаяния и крестной ноши искупления.
Марфа говорит: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день.Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой Тогда взяли камень. Иисус…воззвал громким голосом: Лазарь выходи. Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Евангелие от Иоана 11// 23, 41
Анализируя произведение, я убедилась, что символы несут в себе огромную нагрузку, помогая нам лучше понять то или иное событие, осознать авторский замысел. Символы в художественном произведении имеют особое значение: как правило, они заключают в себе жизненные взгляды, представления, осмысления писателем философских проблем и их взаимосвязь с всеобщим мировым ходом. Несмотря на то, что определенная часть символов может быть заимствованной, они наполняются сугубо индивидуальным смыслом, в чем и заключатся их значимость.
Литература: 1. Бахтин М. Проблема поэтики Достоевского.-М.,19722. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. М., 1974.3. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»-Москва, «Политиздат», 1986г4. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.-В кн.: «Три шедевра русской классики». М., 19715. О символах Достоевского. Карасев Л.В. Интернет .