Александр Николаевич Островский(1823 – 1886)Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита.«Автобиографичекая записка»
Из письма И.А.Гончарова Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать – у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского».
Из истории создания пьесы «Гроза»Литературная экспедиция по Верхней Волге 1856-1857гг. В 1856 году Морское министерство организовало литературно-этнографическую экспедицию с целью “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России”. В ней принял участие и А.Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве — не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков! Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы.«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.Известный театральный деятель С.А.Юрьев
Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной. Из воспоминаний друга Островского С.В.Максимова
«Гроза» Две тенденции освещения традиционного уклада жизни — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.
Герои пьесы Савел Прокофьевич ДикойМарфа Игнатьевна КабановаКатеринаТихонВарвара
Система образов в драматическом произведении Система образов – совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Система образов драмы «Гроза»
«Миры» города Калинова Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова-Кабаниха);Мир «детей города» (разные позиции: Тихон, Варвара, Кудряш);Мир «странников» (Феклуша);Мир «пришлых» - других (Борис из Москвы, Катерина до замужества);Мир Кулигина (поэзия XVIIIвека, наука, красота природы)
На каком основании сгруппированы герои?
“А как же вы в афишке пропустили грозу?Ведь она тоже действующее лицо” Гроза здесь не только природное явление, но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома. Гроза - символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних- это предвестник бури, «голос свыше», кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других- очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьет!» «Не гроза это, а благодать!»
Смысл заглавия драмы «Гроза» Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках или между облаками и землей возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.
Гроза О ком- нибудь или о чем- нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх;Страх, угроза, кара, наказание;Опасность, беда, бедствие;О характере человека (строгий);Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия
Проводы Тихона
Семья Кабановых
Катерина и Борис. (Сцена прощания)
Финал. Гибель Катерины