К 200-летию великого русского писателя«Я почитаюсь загадкою для всех,никто не разгадает меня совершенно».Н.В. Гоголь
Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь согласно христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая ступень к христианству». Писатель видит один путь: это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нём света мало, но теплоты много». Вопрос о свете – коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», - писал художник в «Завещании».Тема душевной чистоты – тема «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Страшной мести», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ». Главное для Гоголя – донести до читателя мысль о том, что полюбить людей «чёрненькими» - значит спасти их души.
«Вечера на хутореблиз Диканьки»«Сейчас прочел «Вечера…» – они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя,непринужденная, без жеманства, без чопорности.А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» А.С. Пушкин
«Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».Первая повесть «Вечеров», принесшая успех писателю. Гоголь оставляет службу и весь отдаётся литературной работе.
«Майская ночь, или Утопленница» - одно из самых лирических произведений сборника «Вечеров».Задушевная и печальная история несчастной панночки, поэтические отношения Левко и Ганны завораживают. В произведении тесно переплетаются несколько планов повествования: поэтический, фантастический, реальный.
«Не бойся: никого нет. Вечер тёпел».«И через несколько минут всё уже уснуло на селе; один только месяц плыл так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба».
«Что-то неизъяснимо трогательное слышалось в речи Утопленницы, и ручьи слёз катились по её прекрасному лицу»... Читаешь и невольно, как и Левко, проникаешься состраданием к загубленной молодости и красоте панночки. Она ведь тоже могла быть любима и счастлива, как ясноокая Ганна, но её красота ушла на дно, и панночка несчастна и одинока.
«Страшная месть»Тема греха и наказание за него. Человек и ответственность его в борьбе со злом. В борьбе со злом человек не должен переступать христианские заповеди. Не отвечай злом на зло. Вот основные проблемы, поднятые Гоголем в рассказе.
Как победить зло? Грех Ивана в том, что он не простил. А Евангелие учит: прощай грешнику, обидчику, врагу своему. Иван в борьбе со злом переступил эти заповеди и сам стал грешником. «Борьба со злом,- считает Гоголь, – дело ответственное».
Повесть «Вий» «Вий» - одно из самых противоречивых созданий Гоголя. Реальность и фантастика, быт и символы – всё переплелось в повести. Это философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о власти тёмных сил над человеческой судьбой.
Мир, считали язычники, двуедин. Мир без конца и без времени. Образ панночки двуедин: это красавица – панночка и старуха – ведьма, внешняя и внутренняя личность человека. При дневном свете она красавица с пышною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Ночью она страшная, старая, костлявая, как смерть, старуха. Хома Брут не проиграл в единоборстве с Вием. Он победил его, стал «Человекобогом», равным по силе Вию. В гибели философа и трагедия, и величие подвига. Хома–язычник, верящий в открывшийся ему мир Страха, Хаоса, но не верящий в Бога. В этом причина его гибели. А вторая причина его гибели – цена познания. Цена дерзновения – смерть. Он получил заслуженное: постиг и погиб.
«И долго еще определено мне чудной властьюидти об руку с моими странными героями,озирать всю громадно несущуюся жизнь,озирать её сквозь видный миру смех и незримые, невидимые ему слезы!»
«Я уверен сильно в том, что и добро, и зло следует помнить вечно. Добро нужно помнить для того, что уже одно воспоминание о нём делает нас лучшими. Зло нужно помнить для того, что с самого того дня, как оно причинено, на нас наложен неотразимый долг заплатить за него добром».
«Будьте светлы, ибо светло грядущее; и чем темней помрачается на мгновенье небосклон наш, тем радостней должен быть взор наш, ибо потемневший небосклон есть вестник светлого и торжественного прояснения». Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих. И. С. Тургенев.