Сергей ДовлатовДень рождения: 03.09.1941 годаМесто рождения: Уфа, РоссияДата смерти: 24.08.1990 годаМесто смерти: Нью-Йорк, СШАГражданство: Россия
Сергей Довлатов принадлежит к "третьей волне" русской эмиграции. За публикации в 1976 г. в журнале "Континент" Довлатов был исключен из Союза журналистов СССР, а затем выслан из страны в 1978г.. В эмиграции быстро приобрел известность и признание. За двенадцать лет жизни в эмиграции Довлатов выпустил двенадцать книг на русском языке, а также две книги, написанные в соавторстве - "Не только Бродский" (с М. Волковой), "Демарш энтузиастов" (с В. Бахчаняном и Н. Сагаловским). В Америке пользовались успехом переводы его произведений. Он был лауреатом премии американского Пенклуба, печатался в самом престижном американском журнале "Ньюйоркер", где до него из русских публиковали только вещи Набокова. При жизни писателя его произведения были переведены на немецкий, датский, шведский, финский, японский языки.
Путь к славе Сергей Довлатов до настоящей писательской славы не дожил. Хотя предпринял три попытки - в Ленинграде, Таллине и в Нью-Йорке. Он умер 15 лет назад, 24 августа 1990 годаВ его записных книжках есть удивительная заметка: "Все интересуются, что будет после смерти? После смерти - начинается история".
Когда-то он был таким…
Потом таким…
В последние годы…
Не только писатель, но и художник…
Из записной книжки… Ужасней смерти — трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим — рабство
Из записной книжки… Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам. Какое это счастье — говорить, что думаешь! Какая это мука — думать, что говоришь! Вежливость маскирует пороки.Нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда.
Художник: Флоренский Александр Альбом эстампов "Рисунки А.Флоренского к произведениям Сергея Довлатова"
Произведения С.Довлатова
Главы "книги судьбы" выстраиваются в хронологическом порядке: "Зона" (1982) - о службе в армии, "Компромисс" (1981) - о работе журналистом, "Заповедник" (1983) - о работе экскурсоводом, "Ремесло", "Чемодан" (1986), "Иностранка" (1986), "Филиал" (1989) - об отъезде и жизни в эмиграции.
Особенности прозы Долматова: Творчество Сергея Довлатова имеет одну существен-ную особенность: все его произведения автобиографичны. Циклы его рассказов: "Зона", "Компромисс", "Заповедник", "Чемодан", "Ремесло", "Наши" основаны на фактах судьбы их главного героя - двойника автора. Петр Вайль и Александр Генис, хорошо знавшие Довлатова, считают, что вся проза этого писателя представляет собой его автопортрет.
Особенности прозы Долматова: Связь прозы с платоновской традицией; связь с традициями одесских произведений Бабеля; Связь с автобиографической прозой Искандера;Связь с традициями А.П.Чехова; Традиция "литературы о литературе"
Особенности прозы Долматова: В прозе воссоздан портрет "эпохи застоя", поразительный по глубине и масштабам обобщения
Особенности прозы Долматова: Язык его героев столь же выразителен, как и, к примеру, язык персонажей Андрея Платонова. Только герои Довлатова часто говорят штампами, прикрывая мертвыми словами свою тоску и растерянность. И, конечно, так или иначе, Довлатов вышел из шинелей Зощенко, Аверченко и раннего Булгакова.
Цикл рассказов "Зона" сопровождается авторским комментарием - "Письмом издателю", где обозначен момент начала его "злополучного писательства". Попав в лагерную охрану, благополучный молодой человек из интеллигентной семьи был потрясен открывшейся ему правдой: "Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость. Я увидел человека, полностью низведенного до животного состояния. Я увидел, чему он способен радоваться. И мне кажется, я прозрел". Здесь точно определены нравственные и эстетические принципы прозы Довлатова: ее беспощадный реализм, правдивость и глубокий психологизм.
«Компромисс» Компромисс — сборник новелл Сергея Довлатова. Всего в книгу входит 12 новелл («компромиссов»). Они создавались в 1973—1980 годах, а в единую книгу были собраны в 1981 году.Сюжеты для новелл «Компромисса» взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах — процесс работы.
« Компромисс» Герой прозы Довлатова мучается над традиционными для русской литературы вопросами о неустроенности жизни, неясности будущего, неопределенности своих помыслов и чувств.
"Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь всё это достаточно грустно, чтобы я мог продолжить заниматься литературой..."Сергей Довлатов, или«…последний культурный герой советской эпохи»
"Родина – это мы сами... Все, что с нами было, – Родина. И все, что было, – останется навсегда...", – пишет Довлатов об Отчизне в своем цикле "Ремесло".
Память
Довлатов как будто смотрит на нас из окон зданий, где когда-то жил…
Довлатов – это когда боль прикрывается цинизмом, а грусть – анекдотом.Довлатов – это когда без вуалей, без розовых очков, без ложного стыда.Довлатов – это когда сапогом по любимой мозоли.Довлатов – это когда кратко, по делу, в точку.Довлатов – это когда есть, что сказать.Довлатов – это когда звучит Голос.Довлатов – это когда душа…