Семейно-бытовые традиции донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».Часть II Работа выполнена в рамках проекта «Отражение культуры донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
ОбрядыСвадебный обряд. Традиционному донскому свадебному обряду присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы. Празднества обычно устраивали осенью или зимой. Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты. «Завтра же поеду сватать! <…> –Женю!.. На дурочке женю!..» Отправлялись на смотрины. «–Дельце к вам по малости имеем <…> – У вас – девка невеста, у нас – жених… Не снюхаемся ли каким случаем?» (т.I, ч.I, гл.XV). Договаривались после сватанья о дне свадьбы.
За невестой Григорий ехал на бричке вместе с Петром, пели песни, веселились. Пестрели «красные околыши казачьих фуражек, синие и черные мундиры и сюртуки, рукава в белых перевязях, рассыпанная радуга бабьих шалевых платков, цветные юбки» (т.I, ч.I, гл.XX).
Проводы и встреча казаков со службы. Казачья служба по закону с 1875г. продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе. Казаки перед выходом на службу. Фото Болдырева И.В., 1876г.
Проводы казаков на службу. Фото Болдырева И.В., 1876г., сентябрь. Проводы казаков на службу являлись целым событием. Торжественно и тщательно готовились к встрече служивых. Погуляв и отдохнув недельку казак принимался за работу. «Обычным, нерушимым порядком шла в хуторе жизнь: возвратились отслужившие сроки казаки, по будням серенькая работа неприметно сжирала время, по воскресеньям с утра валили в церковь семейными табунами…» (т.II, ч.III, гл.I).
Праздники. Пасха Один из самых светлых и красочных праздников – Пасха, центральное событие в духовной жизни каждого христианина. Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. Неделя перед Пасхой – страстная, посвящена воспоминаниям о страданиях Христа. На Дону казаки, как и все православные, праздновали Пасху. Семья богатого казака в праздник. Конец XIX в.
«В ночь под Пасху небо затянуло черногрудыми тучами, накрапывал дождик. <...> В церковной ограде испещренной блестками талых лужиц, гуртовались парни. Из церкви через распахнутые двери на паперть, с паперти в ограду сползали гулкие звуки чтения. <...> В церковной караулке толпились казаки, приехавшие к светлому богослужению с ближних и дальних хуторов» (т.I, ч.II, гл.XII).Вознесенский кафедральный войсковой собор г.Новочеркасска в праздник.
Увеселения и забавы донских казаков. На забавы донских казаков, их увеселения оказала влияние воинственная жизнь казаков. Поэтому главными развлечениями на праздниках были соревнования в стрельбе из ружья, устраивались скачки и кулачные бои, где казаки демонстрировали свое искусство езды на лошадях, показывали джигитовку. Мирону Григорьевичу Гришка Мелехов приглянулся «…за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз…» (т.I, ч.I, гл.XVIII).
К концу XIX – началу XX в.в. в станицах по примеру крупных городов стали устраиваться вечера с танцами, игрой в карты. Станица Багаевская, начало XX в. Игра на цимбалах. Из музыкальных инструментов, сопровождавших такие вечера, были: гармонь, скрипка, бубен.
«По вечерам в топотном звоне стонали улицы, игрища всплескивались в песнях, в пляске под гармошку, и лишь поздней ночью догорали в теплой сухмени последние на окраинах песни» (т.I, ч.III, гл.I). Улица в праздник на виноградных садах. Фото Бондырева И.В., 1876г.
Выводы: Роман «Тихий Дон» М.А.Шолохова является ярким примером такой книги, где полно, интересно, энциклопедически верно отражена духовная культура и семейный быт донского казачества.