Самый лучший читатель. Авторская программа «Неболейка»:библиотерапия.Пользователь Татарова Ольга Алексеевна
«Самый лучший читатель». Художественное произведение «всеобщее письмо», которое писатель посылает людям. И, как любое письмо, «всеобщее» нуждается в ответе. Л. Н. Толстой.
Введение Авторская программа.Программа «Неболейка» рассчитана на детей, как младшего, так и среднего школьного возраста, не исключая возможности использования её, и с детьми старшего школьного возраста.Проблема: низкая культура чтения.«Книги через читателяформируют самую жизнь» А. РубакинАвтор и реализатор программы: библиотекарь МОУ СОШ №6 г. Данкова, Татарова Ольга Алексеевна, специальность библиотекарь-библиограф, образование высшее, стаж работы библиотекарем 18 лет. Адрес: Липецкая область, г. Данков, улица Мичурина, 7
Введение. Цель программы: формирование психологической культуры личности(культуры чувств, взаимоотношений, культуру потребностей). А психологическая культура лежит и в основе экологической, и в основе нравственной культуры личности. «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг». ( В. Гюго).
Введение. Задачи программы: воспитание культуры чтения, развитие познавательной и творческой активности детей и подростков,профилактика и лечение неврозов у детей и подростков, по средствам искусства и художественной литературы.
Введение. Способность русского читателя находить в себе сходство с характерами и персонажами, видеть в них живых людей, «прижимать к сердцу чужие печали и радости» (Чуковский), ценить «честное и высокое» породила явление библиотерапии, названное так и обоснованное Николаем Александровичем Рубакиным.
Введение. Психическое явление Катарсиса – (греч. – очищение) было известно ещё со времён античности. Значительный вклад в разработку психологических основ катарсиса как эстетической реакции внёс выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, заложив фундаментальную основу для дальнейшего исследования этого явления, в том числе и в сфере психологии активности. «…Мы, - писал Л.С. Выготский, - всё же полагаем, что никакой другой термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств…
Введение. Психологический смысл катарсиса в настоящее время определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, каковыми, по сути, и являются произведения художественной литературы, способствуют освобождению от отрицательных переживаний и мыслей, даря состояние внутреннего облегчения. Таким образом, катарсис можно считать своеобразным способом саморегуляции, средством преодоления и вытеснения противоречивых, порой весьма тяжёлых и мучительных переживаний переживаниями положительными.
Введение. В основе работы авторской программы «Неболейка» лежит обычный рабочий план школьной библиотеки. Она, вытекая из него, расширяет его, так как Каждая новая встреча рождает новые вопросы, новые мысли и новые идеи, которые нельзя оставить без внимания, не обсудить, не обыграть. Процесс социализации личности проходит иногда очень болезненно. «Идёт процесс самовыделки из «Гадкого утёнка на птичьем дворе рождается Лебедь». Облегчить этот процесс, сделать его менее болезненным и призвана эта программа «Неболейка».
«Чистый родник». Руководитель творческой группой, библиотекарь Татарова Ольга Алексеевна.
Рекомендации. Разновозрастный состав группы.Наряду с лидерами в группу входят дети, у которых складываются непростые взаимоотношения с одноклассниками.Дети с заниженной самооценкой, им необходима поддержка коллектива: понимание, одобрение.
Аптечка «Неболейки». Театр книги.«Чайка»: литературное творчество наших читателей.«Книжкины прогулки».Сказкотерапия.
«Театр книги». Рекомендации:Включать больше импровизации в театральную постановку. Дать возможность пережить неприятное чувство на сцене, но с положительным концом.
Театр книги. В главных ролях:Грэй, Минаков Николай .Ассоль маленькая, Семилетова Анжела.Ассоль взрослая, Куськина Марина.
«Чайка». Литературное творчество наших читателей. «О чём кричит и плачет Чайка»…
«Чайка». Рекомендации:Игра по кругу: «Раз словечко, два словечко». Слово каждого участника игры, как отдельный «цветок», «соберём цветы в один букет» - рифму.Строка к строке, рождается сюжет произведения. Вначале игры можно давать две, три строчки известных и малоизвестных авторов, а дальше дети пишут сами.В конце игры дети сравнивают своё произведение с оригиналом, что хотел сказать автор и что сказали они.
«Чайка». МАМА.Мама! - лучше слова нет!Мама! – счастье и свет!Соберу в букет,Нежных слов привет! Подарю тебе,Праздник в ноябре!Солнечную улыбку,И мою открытку.Автор Рослов Влад.
«Чайка». ВОДА.Без воды жить нельзя!Основа жизни – вода! Берегите люди водуНашу матушку природу!!Вода бывает разная:Мёртвая, живая,Всем полезна и важна, Чистая вода!Грязную воду пить нельзя! В грязной воде не растет трава,Умрёт Земля,Если грязной станет вода.Автор Творческая группа.
«Чайка». ТАТОШКА.У меня есть кот Татошка!Но ему совсем немножко Нужно подрасти:Он разлил молоко и повис на занавескежить с Татошкой нелегко:Я учу его давно, Правилам поведения. Любит он колбаскуи мою конечно ласку.Объясняю, я емуКак вести в моём дому.Чтоб не путал он тетрадкуСо своей кроваткой.Очень любит мой Татошка Поиграть со мной немножко:Он рассыпал мои ручкиИ загнал их под кроватьА потом, давай их там катать.Так нельзя скажу ему яЭто не игра,Брать чужие вещи со стола.Автор творческая группа.
«Чайка». Минаков Николай, ученик 9-го класса. «Нам никогда не быть вместе»Нам никогда не быть вместеПогасли усталые звезды,Забыты последние песни. Нам никогда не быть вместе.Крик на губах застывает,Последний корабль улетаетВдаль, за холодное мореЧтобы там менестрелю петь песни.Когда ты глаза закроешьИ страх, как стрела, в сердцеВонзится, пробив кольчугу,Ты вспомни потухшее небо,И взмах руки торопливый,И выжженный берег моря,И песок, примытый волной бережливо.Нам никогда не быть вместе,Ведь даже Боги не в силахСвязать две судьбы воедино.Запутавшись в снах и верах,В сетях чужих подозрений,Вспомни завет неизбежный:«Нам никогда не быть » вместе
«Чайка». Кабы стал я птичкой,Полетел – бы я.Кабы стал я мушкой,Улетел – бы я.Кабы был я рыбкой,И уплыл – бы я.Кабы был я мышкой,Спрятался бы я.Хорошо быть кем угодно,Только не собой.Попова Надя, Молюкова Наташа, Семелетова Анжела.По мотивам стихотворение Р.Сефа.
«Книжкины прогулки». Рекомендации:Обращать внимание на чувства литературных персонажей.Рассуждать.«Прокладывать мостик» от одного жанра литературы к другим.
Сказкотерапия.
«Лучшие сказочные родители». Библиотекарь: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной сказочной хозяйкой. Я поверну «магический кристалл», вы закроете глазки и мы окажемся в сказке. Закрыли глазки, полетели..!
«Лучшие сказочные родители». Открываем глазки, мы в сказке «Василиса прекрасная». (звучит аудиозапись сказки «Василиса прекрасная» // Родная речь. – класс 2. – сторона А ).Вопросы к сказке: Есть ли у вас любимая игрушка? (дети рассказывают о своих игрушках).Помогают ли вам игрушки в ваших делах, как?Кто помогал Василисе в её делах? Куколка.Кто дал ей куколку ? Мама.Как это произошло? При каких обстоятельствах?Почему куколка стала обладать волшебной силой? На ней было мамино благословление.А, что же это такое, что хранит каждого из нас в любой ситуации? Материнская любовь.
«Лучшие сказочные родители». Музыкальная страничка.Ребёнок потерял маму. Он плывёт «по синему морю к зелёной земле». «Его не пугают ни волны, ни ветер, плывёт он к единственной маме на свете». О какой песни идёт речь? «Песенка Мамонтёнка». (Звучит аудиозапись «Песенка Мамонтёнка». Дети поют песню.Сегодня мы поздравляем всех мам с праздником!А сейчас закрыли глазки, и вышли из сказки!
Средства. Средства могут быть разными:Беседы-дискуссии.Обзоры литературы с элементами игры и бесед…Какое бы средство вы не выбрали, главное, не оставлять равнодушными никого.
Общие рекомендации. Необходимо строить свою работу с детьми в тесном сотрудничестве со всем педагогическим коллективом школы и с родителями, учитывая рекомендации врачей и психологов,В общем для всех нас деле – растить счастливое будущее.
Заключение. Чистые мысли, рождают красивые слова и делают прекрасными поступки, именно с этого и начинается «Чистый родник», а для этого важно найти гармонию в себе и взаимопонимание с Миром.Нельзя нарушать естественных законов жизни: Экологических, психологических, нравственных… нарушение их ведёт к очень серьёзным и тяжёлым последствиям.