Приемы изучения биографии писателя на уроках литературы Учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №56 г. Кирова Перминова Наталья Сергеевна
Содержание программы по изучению биографического материала
Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 5-6 класс – период «наивного реализма»Интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя.Суждения о событиях жизни, чертах характера бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашеннымиСтрогий отбор биографического материала, воспитательная функция эпизодов из жизни писателя
Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 7-8 классы – период «нравственного самоуглубления»Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному ее восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных свойств личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения. Отбор биографического материала, показывающего личностные качества автора, их эволюцию.
Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 8-9 класс Формирование способности критически оценивать себя и окружающих. Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убежденийБиографический материал дополняется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, эссе, литературных портретов и пр.
Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 9-11 классы – «эпоха связей, осознания причин и следствий»Проявление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценить социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, ее обусловленность многообразием факторов.Целостность представленного биографического материала, показывающего личностную и творческую сущность писателя
Краткий рассказ о писателе – основные сведения из жизни, прежде всего период детства, учения, начала литературной деятельности Воспитательные цели: Показать роль семьи, окружения, природы в становлении личности будущего писателяОтметить значение книги, учения, самообразования в жизни изучаемого автораСформировать уважительное отношение к личности писателя, его труду
Приемы работы: Викторина по биографии КроссвордИгра «Черный ящик»Игра «Найди ошибку»«Перекрестные вопросы» после чтения статьи учебникаОбсуждение фрагментов воспоминаний о детстве писателя, его родителяхБиографическое лото
Слово о писателе – эмоциональный рассказ об авторе, его творческих взглядах, нравственных ценностях, многогранности личности личности Воспитательные цели:«Обеспечить» нравственное воздействие биографии писателя на школьниковПродемонстрировать на примере жизни писателя критическое отношение к себе и окружающим, способность делать выводы из собственных ошибок
Приемы работы: Сопоставление портретов разных художников, разных периодов, автопортретов (Лермонтов)Подбор стихов к портрету«Воображаемая встреча» (Ломоносов)Интервью с…Анализ эпизодов автобиографий, воспоминаний современниковАнализ высказываний самого автора, афоризмов
Афоризмы Достоевского Красотой спасётся мир.Главное, самому себе не лгите.Нельзя любить то, чего не знаешь.Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое.Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится.
Страницы биографии – знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора Воспитательные цели:Сформировать умение критически оценивать жизненные ситуации, уметь делать из них нравственные выводыСпособствовать развитию интереса учащихся к эволюции личности писателя
Приемы работы: «Живой журнал» (Маяковский)Просмотр документального фильма с предварительными вопросами к нему Инсценирование Прослушивание произведений в исполнении автора Сопоставление портрета и голоса автораМузейные уроки «Листая томик…» Заочная экскурсия
Жизнь, творчество, личность – целостный рассказ о личной и творческой судьбе писателя, его становлении, развитии, своеобразии. Воспитательные цели:Сформировать впечатление о писателе, этапах его личностного и творческого ростаДать оценку людям и событиям, повлиявшим на становление личности автораУстановить взаимосвязи писателя и его место в истории страны, ее культуре, общественной жизни
Приемы работы: Литературные, литературно-музыкальные композиции, поэтические гостиные (Гумилев, поэты Серебряного века)Видеоуроки (Карамзин, Радищев, Грибоедов)Портфолио писателя «Досье» Краткосрочный проект
«Досье» на поэта(структура работы) 1.Биографическая справка2.Мировоззрение, жизненное кредо3.Лирический герой о себе4.Любимые темы, мотивы5.Самые известные стихи6.Понравившееся вам стихотворение7.Яркие тропы и поэтические приемы
Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность»
«По страницам великой жизни…» (Л.Н.Толстой) 1 группа – Толстой в воспоминаниях современников, фотографиях 2 группа – Дневники Толстого3 группа – Толстой и исторические события, пришедшиеся на его жизнь4 группа – Толстой в искусстве5 группа – Заочная экскурсия в Ясную Поляну Индивидуальные задания: Предки Толстого Детские и юношеские годы Участие в Крымской войнеЛитературная деятельность Толстого Религиозно- этические взгляды Толстого Уход и смерть Толстого
Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения