Тема урокаПодготовка к написанию сочиненияпо повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка»
Цели и задачи Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву. Составить план написания сочинения. Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях. Развивать речь учащихся, умение работать с учебником. Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» ПланI.Вступление. Петр Гринев – главное действу-ющее лицо.II.Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.а) семья Мироновых;б) любовь к Маше;в) ссора со Швабриным.4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга-чева к Маше и Гриневу.III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.
Петр Гринев – главное действующее лицо.Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и «автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.
Петр Гринев – главное действующее лицо.Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и «автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.
II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности? Какие уроки герой получил от отца? («…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»). Расскажите о матери Гринева. Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»?(мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме-няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
Какое впечатление произвела на Гринева Бело-горская крепость?Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили-су Егоровну?(Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч-тенные. Иван Кузьмич – человек необразован-ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро-нова – девушка благоразумная и чувствительная).
Какое первое впечатление героя о Марье Ива-новне? Какие черты героя раскрываются в любви к Ма-ше? Что стало причиной ссоры со Швабриным?( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше.Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости? Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым?( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого) Что чувствует Гринев во время казни Пугачева?( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).