Образ Петербурга в русской литературе XIX и XX веков
Цель: показать образ Петербурга в произведениях русских классиков как равноправное действующее лицо
Северная столица в произведениях русских писателей Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России».
Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
Литературная жизнь в конце XVIII - начале XIX веков Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый «град Петров», воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина. При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия. Одной из главных целей академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями.
Пушкинский ПетербургМаленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей.
Пушкинский Петербург Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути Люблю тебя, Петра творенье, Город пышный, город бедный Люблю твой строгий, стройный вид, Дух неволи, стройный вид, Невы державное теченье, Свод небес зелено-бледный, Береговой ее гранит… Скука, холод и гранит.
Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”. (Владимир Набоков)Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Петербург Достоевского Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Петербург Достоевского- это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Он душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург - это символ страшного мира, где все продается и все покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят "волчьи" законы. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Серебряный векПетербург стал родиной русского модернизма и символизма. В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Ф. Н. Сологуб.
Петербург Александра Блока Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Однажды, гуляя с В.Рождественским у Инженерного замка, Блок сказал: “Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город. Как хотелось бы мне его увидеть!”
Первая половина ХХ века1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие. Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.
Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой Петербург ХХ в., со всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, - город Ахматовой, столица ее поэзии. Какая доля досталась городу, такая и поэту: А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь, Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.
От второй половины XX века до наших дней После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но эти надежды не оправдались. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить. Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли «шестидесятниками», хотя они принадлежали к более старшему поколению. Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое её отражение.
Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.
Результаты исследования
Вывод: Мне хочется верить, что Петербург XXI века сумеет преодолеть свою былую мрачность и «удушливость» , и в произведениях современных писателей и поэтов мы увидим новый Петербург - чистый, свежий, яркий, свободный и прекрасный.
Прекрасен город мой роднойС его проспектов прямотой,С блестящей роскошью дворцов,С зеленой прелестью садов!(Наталья Бочагова)
Текут года, как быстрая река,И солнце разгоняет в небе тучи.И с каждым днем мой город только лучше! (Таисия Харитонова)
БиблиографияАнциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990.Блок Александр Александрович, “Город мой” Ленинград, 1957.Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1 – С. – 230-234.Добринская Л.Б. (Сост.) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989.Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970.Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004.Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.- 272 с.“Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.- 414 с.Санкт-Петербург в русской литературе: учебник -хрестоматия для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб., Свет, 1996.
Презентацию подготовилаученица 11 класса БГОУ СОШ №317Тюленева Мария Андреевна Руководитель проекта– Лёдова Елена Николаевна