Авторские сказки
Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский
Литературная сказка как жанр эпосаЛитературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: вымышленные, невероятные события и сказочные герои Повествование от лица рассказчика: Он повествует о том, что видит и слышит
Авторские сказкиЗависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Герои народных и литературных сказок
Цель: сравнить героев народных сказок и литературных.
ВыводГерои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».
От сказки народной к сказке авторскойПроект учащихся 4 В класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №63» г.Пензы
Цель исследованияНайти сказки - прототипыСравнить в одной паре сказок –прототипов названия сказок, их сюжет, имена героев, количество героев и волшебств в сказке, концовки , форму написания сказок, идеюНаписать свою сказку на сюжет народной сказки
А также ответить на вопросыНужны ли сказки в жизни?Чему учат сказки?Авторские сказки - это самостоятельные сказки или только обработанный повтор народных сказок?
Поиск сказок-прототипов
Поиск сказок - прототиповк сказкам Г. Х. Андерсена.200-летию со дня рождения посвящаетсяНародные «Огниво»«Принцесса на горошине»«Одиннадцать лебедей»«Нищий»По мотивам арабских сказокАвторские«Огниво»«Принцесса на горошине»«Дикие лебеди»«Свинопас»«Сундук-самолет»
Плансравнения сказокСюжет - одинаковый.Имена героев - разные.Форма написания сказок:народная - в прозе,авторская - в стихах,в прозе.Концовки - разные.Идея сказок - разная.
Сравнение сказок - прототиповтаблица
Сравнение сказок «Белоснежка и семь гномов»и Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
Композиция авторской сказки
Цель: выяснить, имеют ли определенную композицию авторские сказки. Художник Юрий Сперанский
Композиция народной сказкиСказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается
Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.
ЗачинВ некотором царстве, в некотором государстве был ... Ещё в давние времена жил ...Давным-давно в старину зимы были холодные ...
КонцовкаОбвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься...На том пиру и я был, мед - вино пил, по усам текло, да в рот не попало... Стали жить - поживать, добра наживать да медок попивать...
Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: - наличие традиционных формул зачина и концовки; - наличие повторяющихся конструкций; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета.
Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки.
Сказка Андерсена «Русалочка» начинается словами:«В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубокая там».
В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.
Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.
ВыводВ авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.
Домашнее задание1) Сочинить свою сказку на основе сказки«Колобок»«курочка Ряба»«Теремок»«Репка»
Проба пера«Хитрая парочка». Аторская сказка ученицы 4 В класса Машенцевой Натальи (прототип народной сказки «Кот и лиса»)Жил-был в лесуСибирский кот.Был он хитёр,Нос лапкой потёр,На охоту побрёл.Встретил в лесуКотик рыжую лису.И так её испугался,Что убежать от неёОн собрался.Но лиса былаУж больно хитра,Быстро спросила у кота:«Кто ты? И идёшь куда?»Ласково ей котик отвечает:«Я души в тебе не чаю,Где я только не бывалА красу такую не видал!»Лиса уши развела,Жениха себе нашла,Под венец повела.Жили в доме у кота:После вкусного обедаСпать улегся непоседа,А лиса, всё прибирая,Сладко песню напевая,Не спросивши муженька,Гулять по лесу пошла одна.Волка встретила она.Говорит ей волк: «Привет!Выслушай меня, мой свет:Холост я и ты девица,Вот надумал на тебежениться».«Опоздал ты, серый волк,От тебя какой же толк!Вышла замуж я вчераЗа сибирского кота».«Как увидеть-то его,Муженька-то твоего?»«Ты поймай козлёнка мне,Котофеевой жене,Положи позадь забора,Сделай воздуха глоток,Да и прячься под кусток.Как заметит он тебя,Так беги как от огня!А не-то он загрызёт,Поколотит и побьёт!»
Волк помчался за козлом,Чтоб увидеться с котом.А лисица всё гулялаИ медведя повстречала:-«Здравствуй, девица-лисица,-Разреши мне поклониться,Может быть, с тобой вдвоёмВечерком ко мне зайдём?»-«Знай, медведь, я вышла замуж,-«Изменять ему не стану.Ты не приставайКотофеевой жене!А не то тебя мой котПоколотит и побьёт!»Удивился наш медведь –Тут ты рыжей не перечь:-«Как увидеть-то его,Муженька-то твоего?»-«Ты поймай, медведь, быка,Да очисть ему бока,Сам же спрячься в кустыИ сиди ты там, покудаНе увидишь моё чудо!»Тут пошла лиса к героюПриготовить мужа к бою.Вот пришла она домой,Ну, а муж всё спит порой.Разбудила, накормилаРассказать всё не забыла,-«Ой, послушай, милый мой,Ты посуду уж домой,Гости скоро к нам придут,Мясо гости принесут».Перекрасила котаОна в разные цвета,Чтоб страшнее волку было.А медведя жуть взяла.Ну, а звери ждут - пождутИ гостинцы стерегут.Послав зайку за лисой,Стали прятаться гурьбой.Сели звери под кустыИ зарылися в листы.Ждут – пождут, а пары нету,Зайка ищет их по свету.Вот нашёл их и ведёт,А зверей-то страх берёт.Кот придвинулся к мясцу,Волк зашебуршил листву.Кот подумал: «Это мышка!»Да как прыгнет в лапы мишке,А медведь так испугался,Что на дерево взобрался.Волк помчался со всех ног,Со всех ног, как только мог.Бросив котика с лисой,Звери кинулись домой.А кот с лисой всё жили,Ели мясо, не тужили.И сейчас они живут:Лиса – плутовка иКот – плут.