Литература XXVII векаКурс лекций Гильмулиной Е.А.
Основные течения в литературе XVII в. Концепция мира и человека в искусстве классицизма и барокко.Классицизм – значение термина, эстетика классицизма, основной конфликт.Искусство барокко, жанр, стиль.
Литература Франции Франция в XVII столетии самая могущественная страна в Западной Европе.Из трех стилевых направлений, которые господствовали в западноевропейской литературе XVII в., во Франции восторжествовал классицизм. Классицизм достиг своего высшего совершенства.
Французские классицисты сумели сочетать опыт античной литературы с национальными традициями своего народа.Традиции ренессансного реализма XVI в. были продолжены в художественной прозе, главным образом в романе.Философская основа художественного метода классицизма нашла подтверждение в философии Декарта и Пьера Гассенди.Декарт – основатель рационализма. Разум становился единственным источником истины.
Основные принципы классицизма Рационализм – главенствующее качество классицистического искусства.Требование соблюдения художественных законов античности.Заимствование у Аристотеля принципа правдивого изображения действительности.Глубочайшие реалистические прозрения классицистов в области психологии человека.Великие мастера-классицисты достигли вершин искусства многогранно изображая господствующую черту характера человека.
Краеугольный камень теории классицизма – учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного.Строгие правила необходимые художнику-классицисту: - строго регламентированная иерархия литературных жанров (эпопеи, трагедии, комедии и др.), - установление точных границ каждого жанра, его особенностей, приличествующий каждому жанру язык и герои.
Для трагедии – возвышенный, патетический язык, возвышенные чувства, героические личности.Для комедии – сниженно бытовые персонажи, просторечие и т.д. Учение о разуме как важнейшем критерии художественной правды и прекрасного в искусстве.Учение о воспитательной роли искусства.
Корнель (1606-1684) Пьер Корнель родился в Руане 6 июля 1606 г.Корнель «Создал школу величия души», - писал Вольтер. Создатель трагедии «Сид», открывшей собой славную историю французского национального театра.Необыкновенная слава пьесы. Крылатое выражение: «Прекрасно как Сид».
Трагедия «Сид». В качестве источника Корнель использовал пьесу испанского драматурга Гильена де Кастро о юности и подвигах Сида.
Трагедии «Гораций», «Цинна».Корнель – первый основатель французской комедии характеров.Комедия характеров «Лжец» Корнеля.«Лжец» послужил творческим импульсом, который дал таланту Мольера верное направление.
Жан Расин (1639-1699) Постановка трагедии «Андромаха» (1677).Корнелю было тогда 61 г., Расину -28. Современник Корнеля и Расина Лабрюйер писал: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин роднит их с нашими. Тот рисует людей такими, какие они должны быть, этот – такими, какие они есть… Один возвышает, дивит, господствует, учит; другой нравится, волнует, трогает… Корнель поучителен, Расин человечен, один подражал Софоклу, второй более обязан Еврипиду».
Трагедия Расина «Федра» раскрывает картину нравственного разлада личности.Политические трагедии: «Британник», «Баязет», «Аталия».Темы политических трагедий – пороки деспотизма, злоупотребление властью.Расин противопоставил личность государству и встал на сторону личности.
Мольер (1622-1673) Создатель национальной французской комедии.Специфика комического.Понятие «высокой комедии».Эстетические взгляды Мольера.Комедия «Смешные жеманницы»«Тартюф» (1665), «Дон Жуан» (1665)«Мещанин во дворянстве» (1670).
Классицистическая проза. Лафонтен Басни.Сказки и стихотворные новеллы.Дух жизнерадостной простоты человеческих отношений и чувственности.