Любовная лирика Александра Блока Урок литературы в11 классеПрезентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия№2» г. КимрыБобинкина Луиза Всеволодовна
Только влюбленный имеет право на звание человека (А. Блок) Самое истинное в человеке - это его чувства. Поэзия как нечто непостижимое позволяет соприкоснуться с душой человека. Путь к пониманию души ребенка лежит через осознание учителем его скрытых тайников чувств, эмоций.
«Царевич с Царевной, вот что срывалось невольно в душе. Эта солнечная пара среди цветов полевых так запомнилась мне (Андрей Белый). В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева - Любови Дмитриевне.
Основная цель : 1 раскрыть сущность такого явления в литературе как А. Блок,2 через деталь представить духовное достижение личности (особую роль семьи в жизни Блока), 3 показать через детали смысла явлений культуры (символизм в культуре и литературе),4 синтезировать образ Прекрасной Дамы и жены А. Блока - Л.Д. Менделеевой.
Любовная лирика А. Блока Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» Циклы «Снежная маска», «Фаина».Стихотворение «Незнакомка» Цикл «Кармен» Прекрасная Дама(Л.Д. Менделеева)1904-1905 Снежная Дева, Фаина(Н.Н. Волохова)1908 Кармен(Л.А. Дельмас)1914
Первый том (1894-1904гг.) «Громадный молитвенник», обращённый к той, кого поэт сделал своим божеством.Корней ЧуковскийСборники«Стихи о Прекрасной Даме»,«Распутья» и др.Это символистские стихи, полные чувств тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы, музыкальны и даже изысканны.
1906 – 1907 гг. – переломные для А.Блока, это годы переоценки ценностей. Перед лицом современности, полной драматических и даже трагических столкновений, мистицизм уже не мог удовлетворить Блока. Развенчание прежних иллюзий, порожденных общением с Вл.Соловьёвым, посвящена лирическая драма «Балаганчик»; «Король на площади», «Незнакомка».
Второй том (1904-1908 гг.) Переход от «мира божественного» к «тварному».Валерий БрюсовСборники«Пузыри земли», «Город»,«Снежная маска», «Фаина» и др.«Звуковая магия» стихов завораживает слушателей. Туманные иносказания вытесняются глубокими раздумьями над жизнью.
Циклы стихотворений 2 тома («Снежная маска» и «Фаина») обращены к Н.Н. Волоховой. Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и вместе мучительный роман длился почти 2 года. Он отразился также в драматической поэме «Песня Судьбы», героиня которой тоже носит имя Фаина. Предчувствуя встречу с ней, ища этой встречи, он как бы сам создал, выдумал ее, подобно своей Незнакомке. Символическая действительность пьесы вырастала из впечатлений «фантастических», связанных с врубелевской живописью. «Как с далекого синего моря выплывала белая лебедка с девичьим ликом. Выплывала она из терема по вечерней заре, в кудри черные жемчуга впутаны, крылья белые, как пожар, горят… Обернулась лебедь белая – чудной девицей-раскрасавицей, ни дать, ни взять – Фаина прекрасная» (из дневника А. Блока)
14 февраля 1914. «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз,и волнение моё растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва вы появитесь на сцене…»2 марта 1914. «Не знаю, какой заколдованный цветок вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал». Любовь Александровна Дельмас Среди поклонников Кармен,Спешащих пестрою толпой,Ее зовущих за собою,Один, как тень у серых стенНочной таверны Лиллас-Пастья,Молчит и сумрачно глядит,Не ждет, не требует участья,Когда же бубен зазвучитИ глухо зазвенят запястья, -Он вспоминает дни весны,Он средь бушующих созвучийГлядит на стан ее певучийИ видит творческие сны. 26 марта 1914
Третий том (1907-1916 гг.) «Пепелище»: «Душевное состояние поэта ужасно. Непробудная ночь плотно обняла всё – и землю, и то, что под ней, и то, что свыше. Одна беспросветная страница сменяется другой, ещё кромешнее… Даниил АндреевСборники «Страшный мир», «Возмездие»,«Ямбы», «Арфы и скрипки»,«Кармен», «Родина» и др.Безнадёжен поиск идеала, но трудно смириться поэту с его отсутствием.
Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Л.А. Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Любовь Александровна была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений.В цикле господствуют настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавие отдельных стихотворений – «Пляска смерти», «Черная кровь», «Унижение», «Демон» - отражают эти мотивы. Именно под впечатлением таких стихов А.Ахматова назвала Блока «Трагическим тенором эпохи». Учащиеся читают стихотворения из данного цикла наизусть по желанию, анализируют, сопоставляют с ранее изученным произведением П.Мериме «Кармен». Проводим параллель с портретами испанок у Врубеля. Учащиеся делают вывод по 3 циклу стихотворений любовной лирики Блока.
Философская концепция мира в творчестве А.Блока Блок усиленно занимается древней идеалистической философией, глубоко восприняв учение Платона о духовной сущности мироздания. Под влиянием идей Платона крепла вера поэта в существование «иных миров», где совершается истинное бытие. Эта философия во многом близка романтической идее «двоемирия», нашедшей поэтическое выражение в лирике Жуковского и Фета. В 1901 г. Блок познакомился с творчеством русского философа Вл. Соловьева. Блок почувствовал в нем своего духовного «предтечу». Наиболее близкой молодому поэту была идея философа о существовании Божественной Софии – Души мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» с «небом» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
Вл. Соловьёв – «духовный отец» младшего поколения символистов Идейный стержень учения Вл.Соловьёва – мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасённого в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого, новой богоматерью.
В основе философского учения Вл. Соловьева лежит культ Вечной Женственности. Сутью окружающегомира является вездесущий и всеведущий Бог.Он «всё – во всех, всё – во всём». Божественный мировой разум (Логос) проявляет себя, в частности, в Софии, «Душе Мира», которая принимает совершенный образ Вечной Женственности, а последняя воплощается «в великом многообразии форм и степеней». В индивидуальном интимном чувстве проявляется божественное начало всякой Любви.
Лирический цикл А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме" Все 800 стихотворений посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой. Сочетание реального и мистического плана наполняет стихи какой-то неразгаданной тайной. Обращенные к религиозным чувствам, стихи эти звучат, как молитвы. Мой любимый, мой князь, мой жених,Ты печален в цветущем лугу.Повиликой средь нив золотыхЗавилась я на том берегу.Я ловлю твои сны на летуБледно-белым прозрачным цветком.Ты сомнешь меня в полном цветуБелогрудым усталым конем.Ах, бессмертье мое растопчи, - Я огонь для тебя сберегу.Робко пламя церковной свечиУ заутрени бледной зажгу…Над тобой – как свеча – я тиха.Пред тобой – как цветок – я нежна.Жду тебя, моего жениха,Все невеста – вечно жена.(«Мой любимый, мой князь, мой жених») В знаках-символах реальнойдействительности угадывается мистический смысл – присутствие в мире таинственной силы, несущей высшую вечную любовь, утешающую в печали, жертвенную, нежную, тихую. И эта Вечная женственность подает о себе знак колыханьем огонька восковой свечи. (Символ – знак иной действительности).
Гамлетовская тема возникает в творчестве А. Блока еще в юности. Он готовится к театральному поприщу. В 1898 г. участвует вместе с Л.Д. Менделеевой в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Я – Гамлет. Холодеет кровь,Когда плетет коварство сети,И в сердце – первая любовьЖива – к единственной на свете.Тебя, Офелию мою,Увел далёко жизни холод,И гибну, принц, в родном краюКлинком отравленным заколот (1814) Гамлетовской теме посвящены такие стихотворения, как «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Прошедших дней немеркнущим сияньем…», «Я шел во тьме к заботам и веселью…», «Офелия в цветах, в уборе…»
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги Блока. Переносный, метафорический смысл превращает их в символы: сквозь привычный, изначальный смысл как будто просвечивает тайный, глубокий, запредельный мир, который постичь невозможно. Данные символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн. Поэзия символизма наследует традиции как русской, так и зарубежной литературы. Своей возлюбленной Лауре Петрарка посвятил 317 сонетов, которые вошли в «Книгу Песен».Учащиеся читают сонеты Петрарки наизусть по желанию, сопоставляют с 1 циклом любовной лирики Блока.
Стихотворение "Незнакомка" Е. Иванов вспоминал: «9 мая 1906 г. Блок повез меня в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги, где все убожество, скука и пошлость… Из небольшого венецианского окна видны «шлагбаумы», железная дорога. Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне «Незнакомки». Блок объяснял, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникла…красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Символика цвета у Блока: лиловый цвет – это что-то тревожное, черный цвет – разочарование, беспокойство, синий цвет – высокое, недостижимое.
И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне… Анализ произведения «Незнакомка»:В чем особенность композиции произведения? Его образов?Что скрывается за образом Незнакомки?Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?Какие тропы использует поэт и для чего?В чем смысл любви для поэта?Прокомментируйте иллюстрации И. Глазунова к данному произведению.
Выводы по уроку делают учащиеся:Любовь для А. Блока – это и страсть, и земное, и небесное чувство. Без любви нельзя прожить человеку. Только любовь движет человечеством и прогрессом. Без любви нет смысла жизни, а без смысла жизни нет будущего. Ты для меня боль и жара,Я для тебя пыль.Ты для меня солнце с утра,Я для тебя быль.Ты для меня опыт души,Я для тебя тень.Ты для меня голос в тиши,Я для тебя день.Ты для меня ночь в янтаре,Я для тебя вещь.Сброшен покров сна на зареЖаль, что он был вещ.