Презентация к уроку «Что такое духовная культура?» Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. Президент Экологической Академии, академик Р.А.Н. Яншин 1966 год
Феномен планетарного масштаба Известный, ныне ушедший от нас академик РАН Д.С.Лихачёв так писал в своём письме к С.Н.Рериху в августе 1989 года:" Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращённое в наше национальное достояние, займёт заслуженное место в культурной жизни нашей страны ".
Из истории рода Р – Род,Е – еслиР – рождён,И – историюХ – хранит. 9.10.1874 – 13.12.1947 Н И К О Л А Й – «богатый славой» (скандинавский); «победитель» (православная вера). Толкование имени Почему такое внимание к личности Рериха
По признанию самого НиколаяКонстантиновича, он уже с 16 лет сталзадумываться о поступлении в Академиюхудожеств. Но при этом Рерих не могдопустить и мысли отказаться отприобретения знаний в других серьезно интересовавших его областях – истории,археологии, философии. И он принял решение одновременно поступить вАкадемию художеств и на исторический Факультет университета. Однако выпускнику гимназии отец сказал, что он, петербургский нотариус, намерен дать своему сынуюридическое образование, сделать егопреемником своего дела, способнымустроить свою судьбу и быть полезнымотечеству. Академия художеств, помнению отца, должна быть полностьюисключена.
Время познания мира 1. Главное здание университета ("Двенадцать коллегий"). Фото из «Литературного сборника произведений студентов...», СПб., 1896. 2. Н. К. Рерих в университетской форме. Фото 1897-1898 гг., выполненное в мастерской Елены Мрозовской. Оригинал в МСССМ.
Распорядок дня Рериха-студентаскладывался примерно так: подъем вдевять часов утра, с десяти до часа –занятия в Академии, с часа до трех университет, с трех до пяти – работа над эскизами, с пяти до девяти вечерние классы и практическиезанятия в Академии, с девяти додвенадцати ночи – чтение,литературная работа, встречи сдрузьями и знакомыми, участие встуденческих кружках.
Диапазон интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги о персидскихзахоронениях,южноамериканскихаллигаторах, читал классиков Эллады, сочинения Бальзака, А.Франса, Л.Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению,литературоведению. А.Куинджи предлагает юному художнику работать в своей мастерской.
Куинджи 30 октября 1895 годаНиколай Константиновичзапишет в дневник: "Большое событие! Я в мастерской Куинджи. Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал АрхипИванович Учителем нетолько живописи, но и всей жизни".
В ноябре 1897 года в Академии состоялись конкурснаявыставка и торжественный акт вручения дипломов наЗвание художника. Это звание присвоили и НиколаюКонстантиновичу за его картину "Гонец. Восстал род народ" или, как она значилась в "Отчетах Академиихудожеств", "Славяне и варяги".
Кисть Мастера
Рерих продолжает заниматься вмастерской Фернана Кормона."Оригинально!Характерно!Курьезно!Хорошо идет! Он Чувствуетхарактер своейстраны! У негоособая точказрения!" – такговорил Кормон,рассматриваярериховскиеработы.
Восток привлекал Рериха. Он считал его самым загадочным краем.
Старина - вот что главное... Молодой художник совершает в 1903 годах не менееинтересное путешествие постаринным русским городам.
Город – небо, земля и подземный мир Создали две любви, два Града: Град земной – любовь к себе до презрения к Богу, и Град же небесный – любовь к Богу до презрения к себе. Блаженный Августин. О Г раде Божьем. Г – форма, ограда, крепость, помогающая выстоять; О – Космос, противостоящий Хаосу, очеловеченное пространство;Р – способ проведения границы, отделяющей космос от хаоса, культуры от варварства, своего и чужого, жизни и смерти, бытия и небытия;О – попытка восстановления утраченного рая;Д – воспроизводит модель мира данной культуры, делает видимой структуру и уровни мироздания.
Рерих и Ивановская земля “Какие это славные места! –восторженно писал Николай Константинович в дневникепутешествия. – Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел онраскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые вежи”. Н.К. Рерих в 1903 году посетил не только Суздаль, но и глубинку, где нашел кусочки старины. Художник побывал в селах Торки и Шекшово Суздальского уезда.
В 1928 г. в Рерих в Индии, где вместе с женой основывают Институт гималайских Исследований "Урусвати", привлёкший внимание многих крупных Учёных (прекратил свою деятельность в связи со второй мировой войной.) Из Кулу Рерих совершает в начале 30-х годов поездку в Америку и Европу, а затем отправляется в экспедицию. Эти усилия приводят к подписанию в 1935Года Пакта Рериха, Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время.
«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, –прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество.... знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных».? Как растолковать эмблему
Объясняя свой мотив выбора именно этого знака, в письме барону М.А.Траубе (1932г) Н.К.Рерих пишет: «Наконец-то я могу Вам послать… снимок с моей последней картины, посвященной смыслузначения знака Знамени…Что может древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобшённому Христианству и такпрекрасно претворённой в иконе Рублёва "Святая ЖивоначальнаяТроица" в Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ– символ древнейшего Христианства, освещенный для нас именемСв.Сергия, подсказал мне наш знак». Считая себя православными людьми, Николай Константиновичи Елена Ивановна Рерихи в почитании православных святыньвоспитывали своих детей. Патриотизм также был глубоко присущвсей семье Рерихов. Не смотря на свои скитания по всему свету,Рерихи бережно хранили русские паспорта, мечтая, вернуться наРодину и завещали всё своё духовное наследие России.«Для русского народа мы трудились. Ему несём знания идостижения», – писал Н.К.Рерих в 1942 году.
С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясьс прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Д. Неру, И. Ганди). Он вновь и вновьобращается к судьбеРоссии, отмечая взаписной книжке:"Повсюдусочетались две темы:Русь и Гималаи". Потомупоявляются такие картиныкак "Святогор", " Богатырипросыпаются","Настасья Микулична", посвященныеподвигу русского народа вВеликой Отечественнойвойне.
Рерих поразительно работоспособен.Общее число его живописных полотенколеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч. Литературноенаследие Рериха не менее велико: прижизни было опубликовано десять томов, ноэто далеко не полное собрание рассеянныхпо всему миру записей, очерков, статей,писем и выступлений.13 декабря 1947 г. в долине Кулу Н.К. Рерих уходит из жизни. На месте его кремации установленпамятник с надписью: "Тело ВеликогоСвятого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам".
“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце”.
Великий дар завещан России. Сможем ли мы его принять?Это зависит от нас с вами.