Тема: «Оборона средствами искусства» (Героическая тема в творчестве Н.К. Рериха.) Муниципальное образовательное учреждение Айская средняя общеобразовательная школа Работу выполнила: Какурина Валерия, Ученица 8 класса Руководитель: Овечкина Ирина Григорьевна Ая 2010 5klass.net
Цель: исследовать, какие картины Н.К.Рериха относятся к «Героическому циклу», их влияние на чувства Задачи: 1)Собрать материал по теме «Героический цикл» в творчестве Н.К. Рериха. 2)Исследовать историю создания картин Героического цикла. 3)Обобщить и систематизировать найденный материал. 4)Показать роль искусства в годы ВОВ.
В год празднования 65-летия Победы в ВОВ я хочу вам рассказать о художнике гуманисте, патриоте Н.К.Рерихе, который считал, что защищать Родину можно и средствами искусства . Систематизированный материал позволяет показать роль искусства в годы ВОВ, данные материал можно использовать на уроках истории, литературы, МХК при изучении тем о Великой Отечественной войне, во внеклассной работе.
Гениальный русский художник- Николай Константинович Рерих. За всю жизнь Н.К.Рерихом было создано около семи тысяч живописных полотен, каждая из которых являет собой шедевр искусства. Его картины разошлись по многим картинным галереям городов Европы, Америки, Индии, а так же в частных коллекциях. Н.К.Рерих был не только великим художником, но и крупным ученым, писателем, оставившим 27 томов литературных произведений, философом, поэтом, известным путешественником, а так же общественным и культурным деятелем, автором Международного Пакта Мира.
Музеи имени Н.К.Рериха. Новосибирский музей им.Н.К.Рериха Дом-музей Н. Рериха в Нагаре. Самое большое собрание его картин находится в Нью-Йорке, в музее его имени, - основанном при жизни самим Н.К.Рерихом и его сподвижниками. В нашей стране – в Москве (в МЦР, где собраны картины, архив, библиотека и семейные реликвии, завещанные им при жизни своей стране), музее Востока, а также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Много картин находится в Индии, большая часть которых была подарена им в дар индийскому народу.
Семья Рерихов. Рерих принадлежал всему человечеству, но оставался при этом российским гражданином, чувствовавшим в полной мере историческую ответственность за судьбы свой Родины. Где бы ни жил Н.К.Рерих (в Финляндии, Швеции, Англии, Америке, Индии), - он оставался всегда сыном своего народа, никогда не бравшим подданства другого государства. Всю свою жизнь Николай Константинович творил и служил всецело своей Родине. Отсюда и слова его: «Кто сказал, что я уехал из России? Я путешествую».
Ярким доказательством любви к Родине, явилось проявление патриотических чувств семьи Н.К. Рериха во время ВОв. Вторжение фашистов на территорию СССР потрясло Рериха. Живя за рубежом, Рерих защищал Родину от клеветы и нападок, прославлял её народ, умножал число её друзей, «оборонял Родину». Вкладывая в это понятие все то, что делается ей на пользу. Обороняться можно, считал Николай Константинович, и средствами искусства. В 1941 году, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич через советское посольство в Лондоне обратились с просьбой зачислить их в ряды Советской Армии.. Все четыре долгих года войны Рерихи помогали Родине – организовывали выставки, сборы пожертвований в пользу Красной Армии и советского отделения Красного Креста. Пламенные выступления Николая Константиновича, в индийской прессе, на радио были проникнуты глубокой верой в несокрушимость российского народа. В его победе он не сомневались даже в самые трагические моменты войны.
«Героическая сюита» Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. Это картины «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Победа», «Партизаны»,«Настасья Микулична», «Святогор», «Борис и Глеб», «Александр Невский» и другие. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование.
Поход Игоря. 1942 г
"Поход Игоря" В первые месяцы войны художник создаёт полотно "Поход Игоря". Мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она представлена насыщенным синим цветом, видны также потемневшие башни города, из которого вышла дружина князя. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Огненно пламенеют щиты воинов. Этот яркий аккорд цветов производит радостное впечатление. Художник отмечает , какие бы тёмные знаки ни угрожали, как бы ни наступала тьма — всё равно Свет восторжествует и за поражением придёт победа, в которую Рерих свято верил. И многовековая история нашей родины подтверждает это. В разгар войны Н.К Рерих пишет: «Каждое всенародное испытание вливало новые, неисчерпаемые силы в русские сердца. После бури ещё приветливей светило солнце. Горя много, но ''горе преходяще, а радость нетленна''» Поход князя Игоря закончился поражением, ведь он выступил один, без поддержки русских князей. Для победы же необходимо единение сил доброй воли, — вероятно, в этом и заключается основная идея картины Рериха.
Александр Невский (Русская война). 1942 г.
«Александр Невский» Посвящая картину «Александр Невский» военному подвигу советских людей и веря в несокрушимую силу народного духа, художник изобразил один из ключевых моментов русской истории, произошедший ровно семь веков назад. В апреле 1242 года Александр узнал, что против него направлено немецкое войско, во главе которого стоял магистр Ливонского ордена крестоносцев. Александр Невский с ополчением выступил навстречу и сблизился с врагом у скалы Вороний Камень на берегу Чудского озера. В кровопролитной битве, получившей название «Ледовое побоище», ливонские рыцари были разгромлены и бежали. Многие из них утонули в озере, провалившись сквозь треснувший лед. «Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа», - писал Николай Рерих в 1943 году. Князь Александр Невский причислен к лику святых. Его останки по приказу Петра I были перевезены в 1724 году в Петербург и покоятся в Александро-Невской лавре. В его честь в 1725 в России был учрежден орден Святого Александра Невского, а в 1942 году, в год написания этой картины, - советский военный орден его имени.
Победа (Змей Горыныч). 1942 г
«Победа» Картина «Победа» входит в написана в 1942 году, после того как фашистские полчища были отброшены от Москвы, задолго до победы, в которой Николай Константинович никогда не сомневался. На этой картине он изображает воина в древнерусских доспехах, сразившего дракона. Традиционный сюжет, известный у многих народов мира, художник наполнил острым современным звучанием. Напряжённо сияет светоносная палитра Рериха: голубовато-сиреневые тона скал и снегов, розовато-фиолетовые краски восхода. Устойчивым линиям гор противостоят колючие очертания дракона. В образе богатыря предстаёт воин в древнерусских доспехах. Он стоит над поверженным обезглавленным драконом, напоминая образ Георгия Победоносца с русской иконы. Тяжело досталась победа. Силен и коварен был враг. Отрубленная голова чудовища с оскаленной пастью и злобными желтыми глазами еще жива и угрожает. На ее месте, как в сказке, может вырасти новая. Поэтому и охвачен богатырь сложным чувством радости и тревоги, а грязно-зелёный цвет дракона недвусмысленно указывает на цвет нацистской военной формы. Фоном в картине служит высшая точка Сибири ― двуглавая Белуха. Воспевая победы русского войска, художник понимает, что ещё далеко до ликования, ещё многое предстоит, но все же, общий лад произведения вселяет уверенность в будущем. «Победа! Победа! И сколько побед впереди!» ― так, пророчествуя, писал в те годы Н.К.Рерих…
«Партизаны» (1943)
«Партизаны» (1943) В полотне «Партизаны» (1943) Н.К. Рерих запечатлел одну из форм русского сопротивления – партизанскую борьбу населения, сыгравшую немалую роль в национальном освободительном движении на различных исторических этапах: в Смутные времена – польско-литовская интервенция XVII века, при нашествии армии «двунадесяти языков» Наполеона в 1812 году и особенно – в период Великой Отечественной войны. В тишине зимних сумерек, среди сугробов и заснеженных вековых елей пробирается группа партизан. Художник сознательно избегает конкретизации национальных признаков своих героев, одевая их в белые маскировочные халаты и такие же головные уборы. Картина выполнена в монохромной гамме холодных голубовато-синих тонов, подчеркнутых тревожными желтыми всполохами закатного неба и огнями костра вражеского стана.
Борис и Глеб. 1942 г.
«Борис и Глеб» (1942) Оборона Родины для Н.К. Рериха – это не только ратный и духовный подвиг защитников, но и невидимая помощь небесных сил. В картине «Борис и Глеб» (1942) художник обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба – младших сыновей князя Владимира Святославовича, убитых старшим братом Святополком в 1015 году и ставших после смерти вместе с другими страстотерпцами во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от ворогов. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем»189, – повествует «Сказание о Борисе и Глебе». Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой в 1240 году – когда сошелся князь Александр Ярославович со шведами. Явились князья в ладье среди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу... «Брат Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру»190. Поспешали позднее святые и на помощь великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, указывая ему путь на Куликово поле... По застывшей призрачной реке плывут в челне святые князья, вознося молитвы Высшему заступнику. Силуэты их фигур четко виднеются на фоне сияющей голубовато-золотистой радуги, идущей от нимбов страстотерпцев и насыщающей пространство благодатью. «Свете тихий» исходит от образов мучеников, словно соединивших на время горний и тварный мир. В замершей природе – величавая торжественность и ясный покой. В живописном строе полотна Н.К. Рерих широко использует любимое сочетание синего и желтого тонов, данное в сложнейших градациях (от нежно-голубоватых до лиловых, от прозрачно-лимонных до золотистых) оттенков, рождающих светоносность палитры, призванную передать явление чуда.
Настасья Микулична. 1943 г.
«Настасья Микулична» Картина «Настасья Микулична» - одно из замечательных полотен художника. Его надо смотреть издалека, и тогда красоты оживают и начинают сиять и светиться. И кажется, что это не просто картина, а великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь оно написано в 1943г., когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей стране и война была в самом разгаре. И в это трудное время Рерих уже предвидел победу над врагом. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою является Россия, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир и в длане её - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира.
Заключение. В годы второй мировой войны Рерих писал: «Проникло глубоко сознанием, что оборона Родины повсюду - и на полях битв, и на полях труда. Всюду все тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти герои - Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский…» В своих батальных картинах Н.К.Рерих утверждал величие русского духа, красоту народного подвига, он видел прямую связь военных побед наших предков с воинскими подвигами солдат Красной Армии. Обращаясь к истории, он не порывал с современностью, наоборот стремился показать, что военная доблесть неотъемлемая и непреходящее качество русского народа, присущее ему с незапамятных времен.
Литература и источники: 1.Рерих Н.К. Зажигайте сердца. - М.:Молодая гвардия.1990г. 2. Журнал «Перед Восходом», 2000.-№5.-с.8 3. Интернет сайты: http://ivorr.narod.ru/galery. 4. Комментарии к картинам Н.К. Рериха. 5. Володарский В. Николай Рерих.-М.: Белый город. 1990