Кондратий Федорович Рылеев (1795 — 1826)
Кондратий Федорович Рылеев Поэт, декабрист, член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха "Полярная звезда".
Воспитание и образование Родился 18 сентября в имении Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в Кадетском корпусе (1801 — 1814) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера. «Грандиозный пример обаяния Наполеона на массы внушил ему мысль, что и его личность сможет влиять так же сильно на окружающих; он видел разницу между просвещенным западом и своей бедной родиной; он привык задумываться об историческом ходе развития общества, и в нем, еще незаметно для него самого, начинало прозябать революционное семя.»
Победа над Наполеоном побудила его взяться за перо, появились оды: "Любовь к Отчизне" (1813), "Князю Смоленскому" (1814). С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служил в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 ушел в отставку и переехал в Петербург (1820).
Петербург. Северное тайное общество В Петербурге К. Рылеев сблизился со столичными литераторами, стал членом "Вольного общества любителей российской словесности". Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821 — 1823), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".
Романтическая направленность поэзии Рылеева «Любовь к общественному благу» - основной импульс декабристской поэзии. Жизнь – подвиг, жертвоприношение себя на алтарь свободы. Рылеев презирает в своем поколении равнодушие к «бедствиям отчизны», к «угнетенной свободе человека». Все высокое, прекрасное для поэта связано с движением: «кипящая душа», «бурный мятеж»…
Расширение художественного времени и социального пространства в стихотворении «Я ль буду в роковое время…»(1824 г.) дает возможность романтическому герою от оппозиции обществу перейти к вере, рождает надежду на справедливый ход времени, спасает от отчаяния. (Эти направления в поэзии Рылеева окажутся близки А.С. Пушкину)
В 1823 он был принят в члены Северного тайного общества, вскоре став одним из его руководителей. В дни перед восстанием проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий. В 1825 написал поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". В этом же году им написана историческая поэма "Наливайко", политическая элегия "Гражданин".
Попытка государственного переворота 14-е декабря 1825 г. - день, когда назначено было принесение войсками присяги Николаю Павловичу, был роковым днем для Северного общества и, в частности, для Рылеева. Многие из заговорщиков изменили данному слову и не явились на Сенатскую площадь, где стояла сбитая с толку горсть солдат. Избранный в "диктаторы" князь Трубецкой не явился на площадь. Рылеев недолго был там и, видя полный неуспех задуманного дела, "увидал безначалие и неустройство", как показал он впоследствии своим судьям, и мрачный и опечаленный вернулся домой. Надежда на успех вооруженного восстания разлетелась, — и Рылеев сидел дома, погруженный в апатию, ничего не предпринимая. Ночью он был арестован и отвезен во дворец, где заговорщиков допрашивал сам государь. Оттуда его свезли в Петропавловскую крепость, и он был заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. На государя он произвел, по-видимому, довольно выгодное впечатление, потому что он разрешил ему переписываться с женою и оказал ей значительное денежное пособие. Рылеева, как одного из самых важных деятелей заговора, часто вызывали в Следственную комиссию для дачи показаний и очных ставок. Показания Рылеева отличались откровенностью, прямотою и спокойствием. За товарищей своих он стоял горой и всячески старался своими показаниями облегчить их участь. Он осуждал себя и своих товарищей за их отчаянную попытку, упрекал себя в неумении взвешивать обстоятельства и оценивать реальные силы, но напоминал судьям, что "дух времени — такая сила, перед которою они не в состоянии были устоять".
Из приговора по делу декабристов: Рылеев был признан виновным в том, что "умышлял на цареубийство, назначал к совершению оного лица, умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приготовлял к тому средства, усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства, сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов, приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных, возбуждал к мятежу нижних чинов чрез их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь".
Перед самой казнью Рылеев написал жене письмо, полное удивительного спокойствия и благодарного чувства за то счастье, которое она ему дарила в течение всей их супружеской жизни. 13-го июля, на рассвете, казнь совершилась. Казнимые были в оковах выведены из своих келий и приведены к эшафоту. Когда приговор был им прочитан и они услышали слова: "за такие злодеяния повесить!" — Рылеев бодро обратился к товарищам: "Господа, надо отдать последний долг", и все они упали на колена, и, обращая взоры к небу, крестились. Рылеев молился вслух о благоденствии России. … «Вследствие дурного устройства эшафота, Рылеев выскользнул из петли и больно расшибся; то же случилось с Пестелем и Каховским. Их немедленно подняли, взяли другие веревки и повесили.» Где покоится прах Рылеева, в точности не известно.
Среди наших гражданских поэтов Рылееву принадлежит первое место. Нравственная чистота "Рыцаря Полярной Звезды", обаяние, которое он производил на окружающих, глубокая гражданская скорбь, жажда борьбы делают его одной из самых привлекательных, светлых личностей нашей культурной истории. "Я не поэт, а гражданин"- говорил о себе Рылеев, но он был и гражданином, и поэтом, и если применить к его произведениям то художественное мерило, которого он сам чуждался, придется заключить, что в нем угасло большое художественное дарование.