Сравнительный анализ Программ 4-5 классов по чтению.
Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я». Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я».
Однако реалии действительности свидетельствуют о стремительном падении интереса к чтению художественной литературы среди школьников. Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку Однако реалии действительности свидетельствуют о стремительном падении интереса к чтению художественной литературы среди школьников. Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку
Основной целью начального обучения русскому языку является формирование и развитие навыков речевой деятельности: слушания (аудирования), говорения, чтения, письма. Эта работа продолженная на последующих этапах обучения, должна обеспечить учащимся возможность полноценно пользоваться русским языком, как средством коммуникации, познания, приобщения к богатствам русской культуры. Основной целью начального обучения русскому языку является формирование и развитие навыков речевой деятельности: слушания (аудирования), говорения, чтения, письма. Эта работа продолженная на последующих этапах обучения, должна обеспечить учащимся возможность полноценно пользоваться русским языком, как средством коммуникации, познания, приобщения к богатствам русской культуры.
Задачи начального обучения чтению таковы: Задачи начального обучения чтению таковы: расширять, активизировать словарный запас учащихся с учетом группы слов, устойчивых выражений народоведческой тематики; Совершенствовать технику чтения; Развивать умения, необходимые для полноценного восприятия устной речи; Для построения диалогического и монологического высказывания; для чтения, монологической работы с книгой; - Курс строится на интегрированном обучении русскому языку и чтению.
Среди основных задач изучения курса выделим такие: Среди основных задач изучения курса выделим такие: - представить культурный «минимум», необходимый для духовной и психологической адаптации человека в поликультурном современном обществе; - формировать у учащихся устойчивую потребность в общении с произведением искусства, необходимость в собственной рефлексии над чувствами и мыслями, высказанными в художественном тексте; - воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к национальным традициям и культурам, толерантное отношение к другой точке зрения; - учить школьников воспринимать литературное произведение как искусство слова, понимать его художественное своеобразие, рассматривать его в контексте развития культуры;
в процессе диалогических отношений с художественными произведениями расширять личностный культурно-эстетический тезаурус школьников на основе приобретенных новых знаний, практических умений и навыков; в процессе диалогических отношений с художественными произведениями расширять личностный культурно-эстетический тезаурус школьников на основе приобретенных новых знаний, практических умений и навыков; - развивать умения декодировать произведения искусства, давать им собственную аргументированную оценку.
С данными целями и задачами обучения прямо соотносится проверка результатов обучения, которая предусматривает, главным образом, определение сформированности навыков речевой деятельности С данными целями и задачами обучения прямо соотносится проверка результатов обучения, которая предусматривает, главным образом, определение сформированности навыков речевой деятельности
В качестве результата обучения рассматривается не сумма определенной разрозненной информации, а способность школьника комплексно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В качестве результата обучения рассматривается не сумма определенной разрозненной информации, а способность школьника комплексно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
В основу современного изучения литературы в школе положена не история литературы определенного периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся – читателем ХХI столетия. В основу современного изучения литературы в школе положена не история литературы определенного периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся – читателем ХХI столетия.
Среди основных принципов изучения интегрированного курса русской и мировой литературы выделим следующее: Среди основных принципов изучения интегрированного курса русской и мировой литературы выделим следующее: антропологический; аксиологический; диалогический; эстетический; культурологический; украиноведческий; поликультурный; сравнительно-сопоставительный; этический; репрезентативный.
Программы также кроме своей традиционной функции – быть основой для планирования и осуществления учебного процесса – детально обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные критерии их оценки. Программы также кроме своей традиционной функции – быть основой для планирования и осуществления учебного процесса – детально обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные критерии их оценки.
Для заучивания наизусть Для заучивания наизусть Пословицы, поговорки, загадки А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» М.Ю.Лермонтов «Тучи» Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Одно стихотворение (по выбору учащихся) И.А.Бунин, С.А.Есенин. Одно стихотворение (по выбору учащихся)
Основные виды устной и письменной речи учащихся 5 класса: Основные виды устной и письменной речи учащихся 5 класса: - осознанное, вдумчивое чтение художественных произведений; - выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения; - различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием); - устные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - устный рассказ о литературном герое произведения; - составление простого плана к тексту изучаемого произведения; - составление индивидуальной характеристики литературных персонажей; - высказывание собственных суждений о прочитанном произведении (в устной и письменной форме).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса Учащиеся должны знать: авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений; содержание, главных героев, последовательность и связь событий в изученном произведении; тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть; основные признаки теоретических понятий: художественная литература (переводная и оригинальная), фольклор, народная и литературная сказка, тема, идея, проблематика и сюжет художественного произведения, прозаическая и стихотворная речь, ритм и рифма, литературный герой, рассказ, комическое в художественном произведении, портрет литературного героя.
Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь: правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное; выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении; определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения; осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении; владеть различными видами пересказа;
устно и письменно составлять простой план к тексту художественного произведения, статье учебника; устно и письменно составлять простой план к тексту художественного произведения, статье учебника; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению; воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их; комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства; устно рассказывать о писателе на основе рассказа учителя или статьи учебника; выполнять устные и письменные творческие работы по литературным произведениям.
Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии. Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии.
Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я». Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я». Однако реалии действительности свидетельствуют о стремительном падении интереса к чтению художественной литературы среди школьников. Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку.