Современный уроклитературного чтения в 5-7 классах
Цель урока Цель – это планируемый результатСквозные Локальные Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. — это конечная цель уроков. Для одного урока достаточно 1-2 целей. Неактуально разделять «обучающие, развивающие и воспитывающие» задачи урока, т.к. на практике они явно решаются в комплексе. Например, цель урока - показать, в чем заключается мастерство К.Г. Паустовского-пейзажиста Цель определяет содержание урока:1) обобщение читательских наблюдений учеников, 2) наблюдения над особенностями авторского стиля; над художественной деталью, изобразительно-выразительными средствами языка, используемыми писателем; 3) формирование ценностного отношения к писателю, виртуозно владеющему родным языком.
Тема урокаОтражает цель анализа произведенияСпорно:К.Г. Паустовский. Очерки из цикла «Мещорская сторона». Можно:Обыкновенная земля в изображении К.Г. Паустовского. («Мещорская сторона») Тема и цель урока литературного чтения определяются художественной задачей текста.Художественная задача – та мысль, цель, которые когда-то побудили писателя взяться за перо.Художественная задача всего творчества Паустовского – видеть и показывать необычное в обычном (Фраерман)Художественную задачу не надо путать с учебными целями (воспитывать, обучать и пр.)
Образец проектирования урока литературного чтения 1) учитываем сущность читательской деятельности и 2) помним, что главная задача урока литературного чтения – доступный возрасту анализ текстаПаустовский. Мещорская сторона. Лирическая проза с элементами описания., рассужденияПоследовательность работыЦель: показать мастерство Паустовского-пейзажистаТема: Обыкновенная земля в изображении К.Г. Паустовского. Чтение: первичное – дома, выборочное – в классеИтоговые задания: творческий пересказ, - рисование- составление диафильиа…Приемы анализа: диалог с автором, выделение ключевых слов, наблюдение, беседа, стилистический эксперимент…
Успехов в работе!