К. Воробьев «Немец в валенках»
Ключевые слова урока: 1.К . Д. Воробьев2.«Немец в валенках»3.Международное гуманитарное право, военнопленный конвенция,гуманизм,сострадание,вооруженный конфликт,война
Тема урока
Война - вооруженный конфликт
Человек на войнефронт тыл плен оккупация
К. Д . Воробьев Непросто складывалась военная судьба Константина Дмитриевича Воробьева: принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, дважды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. В основу рассказа «Немец в валенках» положен реальный факт из лагерной жизни. Писатель прошел многие лагеря для военнопленных: в Клину, потом смоленский, каунасский, саласпилский и шауляйский.
В реальности, по словам писателя, в плену все было гораздо страшнее описанного им в повести: предательство за баланду, безумие, людоедство. Вместе с тем в этом кошмаре были случаи и мужества, и героизма.
Были ли моменты, когда хотелось прервать чтение рассказа?Кто такие пленные и как люди становятся пленными?
Как автор называет обитателей барака? Что обозначает это слово? До какого состояния доведены пленные?
Доходяги ДОХОДЯГАи, м. и ж. (прост.). Обессилевший, изможденный человекЧто за пленные были собраны в этом бараке?Почему им не давали даже воды?
В этом бараке были собраны штрафники - те, кто уже пытался бежать.
Вилли Броде Чем интересна внешность Вилли Броде? Найдите сравнения, которые использует автор.
«Он был … рыжий, как подсолнух, и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот…» Изменилось бы ваше к нему отношение, если бы сравнения были другие: «рыжий, как огонь; ступал, как дикая кошка, как тигр на охоте»?
Как поначалу восприняли этого охранника пленные? Почему их раздражали «сибирские валенки с обрезанными голенищами?»
Он воевал под Москвой, где немецкая армия потерпела поражение. Перед пленными был не новичок, а бывалый солдат, который уцелел в страшной битве. Он мог быть озлобленным, особенно жестоким, мстительным.
Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход? Ожидает ли герой, что охранник принесет хлеб? А вы? Рискует ли охранник? Как вы это поняли? Что позволило охраннику лагеря увидеть в каком-то пленном с присвоенным ему порядковым номером – человека?
Называет по имени: «Алек-шандр» Обмороженные ноги помогли соотнести свои ощущения от страданий с такими же страданиями другого
Как вы воспринимаете финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе Сочувствуете ли вы Вилли Броде? Хотелось бы вам, как и главному герою рассказа, чтобы «немец в валенках» дожил до наших дней? Почему?
Всякий ли пленный может вызвать сострадание? На что должен рассчитывать любой пленник со стороны тех, кто взял его в плен?
Женевские конвенции о защите жертв войны (1949) 1.Защита раненых и больных из состава сухопутных армий.2. Защита раненых и больных лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море.3.Защита военнопленных.4.Защита гражданского населения во время войны.
Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на:- сохранение жизни, -уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). - защиту от любых насильственных действий и репрессий. на переписку со своими семьями на получение помощипредоставление основных судебных гарантий
Соблюдаются ли права пленныхпо отношению к героям рассказа К. Воробьева «Немец в валенках»?
Совершенно необязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение
Тема урока
Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать А. Суворов
Ключ к тесту: 1-а Критерии оценки:2-б 9-10 правильных ответов - «5»3-б 7-8 правильных ответов - «4»4-а 5-6 правильных ответов - «3»5-б 1-4 правильных ответов - «2»6-а7-в8-в9-б10-а
Домашнее задание: НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ«О ЧЕМ ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ РАССКАЗ «НЕМЕЦ В ВАЛЕНКАХ».